Вильям Оккам как представитель номинализма
Одним из виднейших философов XIV века, когда в Западной Европе происходил переход от средневековой схоластики к эпохе Возрождения, был английский философ, известный сторонник номинализма Вильям Оккам (или Оккамский).
Отказ от схоластики и знаменовало собой философское учение Оккама. С его точки зрения философия, перестав быть «служанкой богословия», отдалилась от теологии и сблизилась с логикой и физикой. Однако Оккам, отдав дань религии, признал две противоречивые истины:
- богословскую истину, которая была признана абсолютной;
- рационалистическую истину, которая объявлялась относительной.
Таким образом, Оккам разделил области веры и знания, что обусловило требование невмешательства религии в вопросы философии. А поскольку опорой религиозных догм являются «откровения», то использование разума для их рассмотрения и доказывания считается нецелесообразным.
По его мнению, Бог и весь его божественный промысел остаются за пределами человеческого разума. В связи с этим им предлагается отказаться от обсуждения вопросов, касающихся данной темы, и только верить в Бога как в творца и промыслителя мира.
Рассуждения Вильяма Оккама насчёт универсалий (общих понятий)
Вильям Оккам рассматривал один из важнейших вопросов средневековой философии - вопрос о природе универсалий (общих понятий) - с номиналистической точки зрения.
Английский философ считал, что никаких реальных универсалий не существует ни в вещи, ни в божественном сознании до вещей (в качестве их прообразов). Общие понятия, несмотря на объективный характер их природы, существуют только в человеческом разуме, поскольку мыслью они выводятся из вещей.
Следовательно, универсалии представляют собой абстракции, которые опираются не на сущность вещей, а на их подобие и представляют собой некие знаки, которые замещают сходные между собой реальные вещи. Это положение занимает достаточно важное место в Оккамовском учении.
Возникновение универсалий в человеческом сознании обусловлено повторяющимся опытом людей и наблюдением сходных вещей. В результате возникает «естественная» универсалия, которая впоследствии облекается в «словесную оболочку», служащую термином для обозначения этой универсалии.
Создание универсалий происходит в уме посредством естественного восприятия созданной природой единичной вещи, в результате которого возникает мыслительный акт. Этот акт воспроизводит некую сущность, которая образует «впечатление» от этой вещи.
Также Вильям Оккам утверждал, что логике безразличны какие-либо вопросы о природе универсалий, поскольку они рассматриваются только в качестве «терминов» предложения. Но если логику всё же понадобится изучить природу универсалий, то ему необходимо помнить о том, что они являются не «внешними» вещами, а бестелесными психическими концептами.
Описание лингвистических взглядов Вильяма Оккама
Взгляды Вильяма Оккама на язык характеризовались как чрезвычайно интересные для своего времени. В частности, они были изложены в трактате «Summa logicae». Во-первых, Оккам отказывался применять языковую теорию, предложенную модистами – «Modi significandi», которая заключается в следующих основных положениях:
- различие в слове обозначаемого и способа обозначения;
- способ обозначения является принципом образования фразы с грамматически правильным сочетанием слов;
- способ обозначения относится к семантике, синтаксису и частям речи;
- модусы бытия, познания и обозначения соответствуют друг другу;
- существует универсальная (общая) грамматика.
Лингвистические взгляды Вильяма Оккама, во многом противостоящие модистской доктрине, также были определены номиналистическими взглядами. Обращаясь к такому свойству, как «обозначение», Оккам рассматривал его как свойство разума через слово, а не как свойство самого слова. По его мысли обозначение идёт от души через разум к вещи, а знаками обозначения являются слова, которые могут быть «сказанными», «написанными» или «помысленными».
Согласно представлениям Оккама, все языковые знаки, которые именуются «терминами», разделены на две группы:
- термины первичной интенции, которыми обозначаются вещи;
- термины вторичной интенции, которыми обозначаются общие понятия.
Рассматривая язык как построенное по определенным правилам сочетание слов, Вильям Оккам поместил его в человеческое сознание, где также должна пребывать и грамматика.
Вильям Оккам выделял следующие части речи:
- именительное;
- глагол;
- местоимение;
- наречие;
- союз;
- предлог.
По мнению Оккама, направления интеллектуальной деятельности определяются тремя «речевыми» науками: грамматикой, риторикой и логикой. Причём основной упор английский философ делал на логике, которая с научной точки зрения определяла внутренние процессы духа. Он выделял логику как «рациональную» науку и подчёркивал её формальную и теоретическую независимость ото всех других наук.
Таким образом, учение Оккама о знаках и значениях занимает центральное место в его философской доктрине. Его трактаты на тему «терминов» и логики в большой степени способствовали развитию философской мысли Средневековья.
Выводы из философских и лингвистических работ Вильяма Оккама
Подводя итог рассмотрению философской и научной деятельности Вильяма Оккама, можно констатировать, что его учение оказало огромное влияние на развитие философии и науки в последующие периоды. Однако наибольшее значение Оккамовского учения заключалось в подрыве средневековых оснований светской власти церкви. Философские взгляды Оккама и его последователей (в том числе, в области философии языка) спровоцировали критическое отношение:
- к роли церкви в государственной и общественной жизни;
- к порабощению человеческой личности со стороны религии;
- к ограничению религиозными догматами свободного развития научной мысли.