Становление компьютерной лингводидактики
Компьютерная лингводидактика – это теория обучения языкам с применением новейших информационных технологий.
В связи с глубоким переосмыслением научно-технических и общественных процессов, осознанием роли информационно-комуникационных технологий (ИКТ) в образовательной сфере, они превращаются в решающий фактор развития системы образования, становятся основой формирования учебной среды нового типа.
Процесс информатизации образования включает широкое использование ИКТ в изучении всех предметов в начальной, основной и высшей школе, прежде всего, с целью коммуникативного и когнитивного развития, формирования творческих способностей и создания определенных условий для самообразования и саморазвития личности. Появление электронных средств, которые обеспечивают доступность знаний, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе индивидуализации обучения, интенсифицируют учебно-воспитательный процесс, что вызывает необходимость пересмотреть существующие методики обучения языкам – и родному, и неродному.
Объективно возникают и потребности в педагогах, подготовленных к применению ИКТ в формировании языковой, речевой и коммуникативной компетенций в различных звеньях языкового образования. Становится очевидным, что современный преподаватель языка должен обладать не только профессиональными знаниями предмета, но и глубоко осознавать роль компьютерных, сетевых, телекоммуникационных технологий в процессе языкового образования, быть осведомленным с различными формами, технологиями и подходами к изучению языка как родного, так как иностранного.
За последнее десятилетие в связи с интенсивным информационных сетей, а также программного обеспечения наблюдается динамичное развитие нового научного направления – компьютерной лингводидактики. Значительным вкладом в решение проблем компьютеризации обучения языкам стали исследования многих российских ученых:
- А. Е. Азимова;
- А. А. Атабекова;
- М. А. Бовтенко;
- А. Н. Богомолова;
- М. Ю. Бухаркина и многих других.
Рисунок 1. А. Н. Богомолов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Они акцентировали внимание на психолого-педагогических, эргономических, дидактических и лингвометодических особенностях новых информационных технологий, путях внедрения этих технологий в процесс формирования коммуникативной компетенции личности, а также подготовки специалистов, способных эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии в обучении.
Как показывает анализ научной литературы, исследования зарубежных и отечественных ученых раскрывают различные аспекты, связанные с влиянием информационных технологий на формирование иноязычной культуры разработкой и путями их внедрения в учебный процесс. Так, ученые определяют место и типологию электронных ресурсов обучения иностранному языку, предлагают различные классификации компьютерных учебных материалов, определяют критерии оценки качества учебных программ.
Созданная теория дидактического проектирования информационной технологии обучения исследует проблемы выбора компьютерных и информационных средств обучения, определяет приемы и способы организации интеллектуальной деятельности школьников и студентов.
Соответственно, интенсивное развитие новых форм коммуникации и технологий обусловило появление нового направления в лингводидактике – компьютерной лингводидактики. Она является междисциплинарной и соответственно объединяет:
- лингвистические;
- дидактические;
- методические;
- информационные компоненты в единую систему.
Кроме того, она исследует особенности и закономерности развития процесса обучения языкам в новых условиях информационного общества.
Причем эта отрасль лингводидактики связана в основном с методическими аспектами преподавания иностранного языка. Такая несколько суженная трактовка роли и места компьютерной лингводидактики в системе изучения языков приводит к тому, что теоретико-практическая база в этом аспекте находится большей частью в зачаточном состоянии.
Направления компьютерной лингводидактики
В целом анализ теоретико-практической базы в аспекте использования информационно-коммуникационных технологий в обучении языку позволяет утверждать, что теоретические и прикладные аспекты в компьютерной лингводидактике представлены такими направлениями изучения:
- методологические проблемы компьютерной лингводидактики;
- психолого-педагогические проблемы создания и применения компьютерных учебных средств обучения языкам;
- проблемы классификации учебных программ по языкам;
- приемы структурирования содержания учебного языкового материала;
- возможности и пути формирования языковой, речевой и коммуникативной компетенций на разных уровнях языкового образования и тому подобное;
- экспериментальные исследования по созданию и использованию компьютерных обучающих программ в зависимости от цели, форм и содержания обучения, возрастных особенностей учащихся;
- методы и приемы использования компьютерных учебных программ в зависимости от целей, задач, технологических преимуществ.
В условиях широкого использования новейших технологий в учебном процессе происходит усиление внимания к проблемам формирования готовности личности к жизнедеятельности в информационном обществе, повышение уровня информационно-коммуникационной культуры, ужесточение требований к профессиональной компетентности учителя, способного решать широкий круг профессиональных и других задач с использованием компьютера, коммуникационных технологий, в том числе мобильных телефонов, Интернета и т. д.
Поэтому, все это детерминирует формирование необходимых компетенций в области компьютерной лингводидактики. Ученые осознают необходимость подготовки высококвалифицированных учителей, преподавателей, имеющих высокий уровень информационной культуры (ИК), готовых применять информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе и управлении образованием, активно участвующих в процессе информатизации языкового образования.