Предпосылки развития практики издания летописей в середине XIX века
Выделение середины XIX века в виде качественно нового этапа развития практики издания русских летописей связано с образованием в 1834 году Императорской Археографической комиссии, которая начала публиковать серию «Полное собрание русских летописей».
Начиная именно с этого периода печатание в России летописей стало осуществляться в соответствии с общим планом, который, впрочем, как выяснялось вскоре, оказался не самым совершенным. Первоначальный вариант общего плана издания русских летописей был разработан российским историком, академиком Н. Г. Устряловым. Согласно его предположениям, памятники рекомендовалось публиковать в виде одного полного собрания, которое было бы разделено на пять главных отделений:
- первое отделение должно было содержать летопись Нестора с вариантами из всех списков;
- второе отделение должно было содержать летописи;
- третье отделение должно было содержать летописные сборники;
- четвёртое отделение должно было содержать степенные книги;
- пятое отделение должно было содержать хронографы.
Позже российское правительство распорядилось доставить в Императорскую Археографическую комиссию все списки древнерусских летописей, которые были известны к тому времени (их тогда насчитывалось 168). Тем самым было положено начало работе комиссии по подготовке к изданию «Полного собрания русских летописей».
Вклад Я. И. Бередникова в подготовку и издание «Полного собрания русских летописей»
Главным редактором этих русских летописей был назначен русский историк и археограф, академик Я. И. Бередников, который, помимо прочего, определил очерёдность изданий этих летописей. По его замыслу, первую очередь публикаций следовало предоставить древнейшим памятникам русской литературы. Прежде всего, это относится к Лаврентьевской, Ипатьевской, Московской Академической (или Троицкой), Псковской, Патриаршей, Густынской, Софийской, четырём Новгородским, Воскресенской летописям, а также несколько разрядов сибирских, московских, западнорусских и «кратких» летописей.
Я. И. Бередников из-за большого различия текстов был вынужден отказаться от предложенной Н. Г. Устряловым идеи об отдельном издании летописи Нестора (то есть Повести временных лет) с вариантами по всем известным спискам. Публикатор остановился на выделении только трёх «редакций» летописи Нестора:
- древняя редакция XII-XIII вв., основанная на Лаврентьевском списке;
- средняя редакция XIV - начала XV вв., основанная на Софийском списке;
- новая редакция середины XVI века, основанная на Патриаршем списке.
Первая публикация изданий описанной выше серии памятников, которая была подготовлена Императорской Археографической комиссии, состоялась в 1841 году – вышли «Новгородские летописи», которые представляли собой третий том «Полного собрания русских летописей, изданного по высочайшему повелению Археографическою комиссиею». Стоит отметить, что первый (Лаврентьевская летопись) и второй (Ипатьевская летопись) тома данной серии были опубликованы позже – в 1846 году и в 1843 году, соответственно.
Вопрос о влиянии различных научных идей на издание русских летописей
Советские историки В. И. Буганов и С. Н. Валк отмечали, что издатели первых томов «Полного собрания русских летописей» находились под влиянием научных разработок А. Л. Шлецера. Они были взяты за основу археографической подготовки древнерусских летописных текстов. В частности, Я. И. Бередников исходил из идеи А. Л. Шлецера о возможности восстановления «очищенного» текста Нестеровой летописи, которое могло быть осуществлено посредством подведения вариантов из более поздних списков к древнейшему из них (то есть Лаврентьевского). В соответствии с этим он изъял из состава издаваемых Новгородской и Ипатьевской летописи «Повести временных лет», которая считалась пригодной только для подведения вариантов к Повести же в более древней Лаврентьевской летописи.
Необходимо сказать, что было принято решение о печатании летописи Нестора только в составе упомянутых выше памятников. Я. И. Бередников считал, что эти памятники отражают древнюю, среднюю и новую редакции. Другие же летописи, которые имели в своём составе «Повесть временных лет», предполагалось публиковать без неё.
Однако в то же время Я. И. Бередников использовал принцип так называемого «единообразного правописания», который решительно противоречит правилам передачи текста, сформулированным А. Л. Шлецером ещё в 1767 году. Объясняя это решение, академик делал ссылку на практику археографии Западной Европы того времени.
Также стоит обратить внимание на то, что все первые публикации в серии «Полное собрание русских летописей» в результате целостного текста летописей не приводили, поскольку фрагменты, которые были параллельны ранее опубликованным в предыдущих томах, вновь не воспроизводились. Они только обозначались отсылками.
Заключительный этап издания летописей в середине XIX века
По таким правилам и по этим принципам передачи текста Археографическая комиссия успела напечатать 6 томов серии «Полное собрание русских летописей». Но в сентябре 1854 года неожиданно скончался Я. И. Бередников, в результате чего была приостановлена подготовка седьмого тома (Воскресенской летописи).
Вслед за началом публикации изданий в рамках серии «Полное собрание русских летописей» в отечественных научных кругах стали появляться в её адрес первые критические замечания. В этом тоне были проведены исследования И. И. Срезневского, М. И. Сухомлинова, К. Н. Бестужева-Рюмина и других авторов. Они рассматривали летописи как летописные своды. Всё это способствовало тому, что в российской текстологической и эдиционной практике были существенно пересмотрены принципы издания летописей. Как итог, с начала 1860-х гг. до начала XX века почти полностью было прекращено издание «Полного собрания русских летописей».