Сущность понятия «история текста»
История текста представляет собой хронологию возникновения и развития текста произведения.
История текста является основным объектом изучения самостоятельной научной дисциплины – текстологии. Практическая необходимость предварительного всестороннего изучения истории текста заключается в использовании результатов данного изучения для научного издания литературного памятника.
История текста устанавливается на основе как прямых (непосредственные указания авторов на рукописях), так и косвенных (изучении разночтений, ошибок, вставок, пропусков и т.д.) данных.
Несмотря на то, что рекомендуется рассматривать и изучать историю текста как единое целое, она подвергается этапизации, то есть выделению ограниченных по времени стадий, каждая из которых характеризуется определённым набором специфических черт текстологической работы того времени. В связи с этим выделяют следующие периоды изучения истории текста произведения:
- текстология древности;
- медиевистическая (средневековая) текстология;
- текстология Нового времени;
- современная текстология.
История литературного памятника, которая включает все этапы его существования, позволяет её исследователю получить осознанное представление о последовательности этапов создания текста этого памятника. Кроме того, история текста является отражением закономерностей художественного мышления автора, его личности, творческой воли, индивидуальности, мировоззрения.
Изучение истории текста литературного памятника может быть использовано не только для его новой публикации, но и для реконструкции творческого процесса авторов, для проведения литературоведческого и источниковедческого анализов и т.п.
Таким образом, изучение истории текста имеет огромное значение для установления особенностей текстологической работы книжников различных исторических эпох. Далее в настоящей статье будет описана работа древнерусского книжника.
Общие сведения о подходах к изучению работ книжников прошлого
Для того, чтобы полноценно и достоверно восстановить историю текста, который относится к времени IX-XV веков, современному текстологу необходимо тщательно изучить непосредственный процесс работы древнерусского книжника с этим текстом. Это обусловлено тем, что достоверность выводов текстолога насчёт текста древнерусского памятника напрямую зависит от конкретности образа древнерусского книжника, наличия у него специфических особенностей, свойственных только ему.
Изучение работы древнерусского книжника включает в себя установление:
- поставленных им самим целей;
- его идеологического мировоззрения;
- основных аспектов психологии книжника;
- причин совершения им ошибок и т.д.
Поскольку история работы древнерусского книжника над текстом произведения во многом представляет собой историю этого текста, то это обуславливает особую значимость её изучения.
К сожалению, на настоящий момент не было проведено ни одного комплексного исследования работы древнерусских книжников. Это означает, что на сегодняшний день у текстологов нет достоверных и неопровержимых данных о том, кем были древнерусские книжники и на каких условиях они производили работу над текстом. Поэтому в научной среде сейчас существуют только предположения на данный счёт. Далее представлены наиболее распространённые и популярные гипотезы, которые разделяют большинство современных текстологов.
Особенности текстологической работы древнерусского книжника
Приступая к изучению литературных памятников, которые были созданы или изменены древнерусским книжником, текстолог должен учитывать окружающую историческую обстановку того времени. В частности, с работой древнерусского книжника было непосредственно связано развитие книжного ремесла, особенности древнерусского книжного рынка, его «товарность» и т.д.
Древнерусские книжники называются именно «книжниками», а не «писцами» или «переписчиками», потому что они не просто копировали или переписывали текст памятника, а были самостоятельными участниками его создания. Довольно часто древнерусские книжники сознательно вносили в текст произведения конкретные изменения, порой значительно «исправляя» текст, доставшийся им от предшественников, а также могли создавать совершенно новый текст (если в их распоряжение поступили сразу несколько списков).
В этом случае говорят об «индивидуальности» древнерусского книжника, которая напрямую повлияла на его текстологическую и эдиционную работу. У каждого древнерусского книжника был свой собственный подход к каждому тексту, что стало причиной специфичности совершаемых им изменений. Таким образом, памятники получали от них частицу их индивидуальности.
Не ко всем текстам литературных произведений у древнерусских книжников был единый подход. Как правило, по отношению к богослужебным текстам они становились педантичными копиистами, а также на основе других текстов тщательно «исправляли» их. К памятникам другого рода (в частности, к летописным текстам) отношение древнерусских книжников было более свободным – они могли вставить в них части других сочинений (собственного или других писцов).
Непосредственная работа древнерусского книжника представляла собой письмо в отдельных тетрадях, которые лежали у него на коленках. Оригиналы литературного памятника, на которых и основывалась его текстологическая работа, из-за нехватки места лежали в стороне от книжника. Это являлось одной из главных причин совершения им различного рода ошибок и описок.
Таким образом, проведение древнерусским книжником текстологической работы характеризовалось наличием своих специфических особенностей. Их учёт современными исследователями позволит правильно идентифицировать оригиналы, ставшие основой для данного произведения, установить внесённые изменения и достоверно восстановить историю текста литературного памятника того времени.