Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История развития языкознания в Древней Греции

Замечание 1

Для древнегреческого языкознания характерно влияние на его формирование философов эллинистического периода, который датируется III-I веками до нашей эры.

Роль стоической школы в древнегреческом языкознании

Наиболее существенный вклад в развитие языкознания Древней Греции был сделан представителями стоической школы (в частности, Зеноном, Диогеном Вавилонским, Хрисиппом и другими). В большинстве своём стоики были философами и логиками, однако свои работы они составляли на основе языкового материала (и особенно явлений грамматической семантики).

Стоики пытались найти отражение реально существующего мира в классах слов и в строении предложения. Следствиями этого стремления стали их увлечение этимологическим анализом и принятие ими точки зрения о существовании «природной» связи между вещью и её предметом. Значения, так называемых, «вторичных» слов, по мнению стоиков, были обусловлены связами в предметном мире.

Кроме того, стоики отличились в истории языкознания тем, что разработали первую типологию переноса (по сходству, по смежности, по контрасту) названий.

Также к значительным заслугам представителей стоической школы, которые они оказали языковедческой науке, относят:

  • различение в речевом акте «обозначающего» (то есть совокупности звуков человеческой речи) и «обозначаемого» (то есть лежащей между звуком и мыслью смысловой стороны человеческой речи);
  • замечание частого отличия «обозначаемого» в разных языках при одной и той же мысли;
  • более интенсивное развитие грамматической мысли (в частности, были глубоко разработаны учения о частях речи, о падежах имени, о временах глагола);
  • активная классификационная работа лингвистических явлений (были разработаны классификации высказываний - на полные и неполные; предложений – на простые и сложные, а также по цели высказывания – на повествовательные, вопросительные, побудительные, желательные, молящие, заклинающие, дающие клятву, обращающие; сказуемых - по форме выражения субъекта, по признаку активности-пассивности, по наличию или отсутствию дополнения);
  • разработка понятия аномалии, которая представляет собой несоответствие качества предмета и грамматического значения его имени (рода и числа).
«История развития языкознания в Древней Греции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Другие языковедческие направления

Кроме стоической школы языковедческими вопросами занимались Эпикур и представители скептической школы. Они отрицали всё, кроме предмета и звучащего слова. Тем самым, отрицалось и указанное выше «обозначаемое». Также Эпикур считал, что язык зависит от условий жизни людей и природные факторы играли роль в возникновении и развитии языка.

Обобщая значение для языкознания древнегреческой философии V-I веков до нашей эры, можно констатировать, что она значительным образом повлияла на формирование логицистского подхода к языку, который почти две с половиной тысячи лет характеризовался:

  • акцентированием при изучении языка внимания на онтологических и гносеологических вопросах;
  • придание особого значения в выделении, определении и систематизации языковых явлений функциональным критериям;
  • безразличным отношением к диахроническому аспекту языка (его изменениям во времени) и существующим отличиям конкретных языков;
  • распространением принципа универсальности языка человеческого сообщества.

Таким образом, философы пытались гармонизировать языковые и логические категории.

Александрийская грамматическая школа

В так называемый эллинистический период, базируясь на результатах трудов философов и лингвистической практики, была образована филология, предназначение которой заключалось в изучении, подготовке к критическому изданию и комментировании памятников классической письменности.

Филологию, в первую очередь, привлекала смысловая сторона текстов. Она благодаря грамматической школе из Александрии способствовала выделению в самостоятельную дисциплину грамматики, изучающей формальные аспекты языка. Грамматика, существовавшая в то время, была аналогична современному описательному языкознанию.

Ещё одним достижением Александрийской школы можно назвать расцвет лексикографии, который проявился в активном сборе и последующем толковании устаревших и ограниченно понятных слов.

Представители Александрийской школы изучали языковые регулярности, что вылилось в выделении правильных и неправильных форм. Кроме того, они подробно разработали парадигмы спряжения и склонения.

Александрийцем Дионисием Фракийцем была создана систематическая грамматика «Грамматическое искусство», ставшая первой подобной в европейской науке. Там были определены предмет и задачи грамматики, указаны правила чтения, пунктуации и ударения, классифицированы гласные и согласные звуки, охарактеризованы слоги, определены понятия слова и предложения, классифицированы части речи и др.

Замечание 2

Грамматика Дионисия Фракийца в результате продолжительных споров была принята в качестве авторитетного труда и впоследствии стала «матерью всех европейских грамматик».

Во II веке Аполлоний Дискол разработал собственную грамматическую теорию, которая стала особо популярна у его потомков. Аполлоний был продолжателем идей Дионисия, он подробно останавливался на вопросах морфологии, грамматических категорий, а также частей речи, которых он выделял восемь штук (имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, предлог, наречие и союз).

Позднее Аполлоний в своём сочинении «О синтаксисе частей речи» сформулировал синтаксическую теорию, которая заняла особое место в античной грамматике. В ней он рассматривал способы сочетания частей речи в одно предложение. Однако в данной теории отсутствовали привычные для современного языкознания понятия подлежащего и сказуемого, которые были подменены морфологическими характеристиками.

Синтаксическая теория Аполлония сильно повлияла на зарождение и развитие грамматической науки Древнего Рима.

Дата последнего обновления статьи: 23.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot