Для древнегреческого языкознания характерно влияние на его формирование философов эллинистического периода, который датируется III-I веками до нашей эры.
Роль стоической школы в древнегреческом языкознании
Наиболее существенный вклад в развитие языкознания Древней Греции был сделан представителями стоической школы (в частности, Зеноном, Диогеном Вавилонским, Хрисиппом и другими). В большинстве своём стоики были философами и логиками, однако свои работы они составляли на основе языкового материала (и особенно явлений грамматической семантики).
Стоики пытались найти отражение реально существующего мира в классах слов и в строении предложения. Следствиями этого стремления стали их увлечение этимологическим анализом и принятие ими точки зрения о существовании «природной» связи между вещью и её предметом. Значения, так называемых, «вторичных» слов, по мнению стоиков, были обусловлены связами в предметном мире.
Кроме того, стоики отличились в истории языкознания тем, что разработали первую типологию переноса (по сходству, по смежности, по контрасту) названий.
Также к значительным заслугам представителей стоической школы, которые они оказали языковедческой науке, относят:
- различение в речевом акте «обозначающего» (то есть совокупности звуков человеческой речи) и «обозначаемого» (то есть лежащей между звуком и мыслью смысловой стороны человеческой речи);
- замечание частого отличия «обозначаемого» в разных языках при одной и той же мысли;
- более интенсивное развитие грамматической мысли (в частности, были глубоко разработаны учения о частях речи, о падежах имени, о временах глагола);
- активная классификационная работа лингвистических явлений (были разработаны классификации высказываний - на полные и неполные; предложений – на простые и сложные, а также по цели высказывания – на повествовательные, вопросительные, побудительные, желательные, молящие, заклинающие, дающие клятву, обращающие; сказуемых - по форме выражения субъекта, по признаку активности-пассивности, по наличию или отсутствию дополнения);
- разработка понятия аномалии, которая представляет собой несоответствие качества предмета и грамматического значения его имени (рода и числа).
Другие языковедческие направления
Кроме стоической школы языковедческими вопросами занимались Эпикур и представители скептической школы. Они отрицали всё, кроме предмета и звучащего слова. Тем самым, отрицалось и указанное выше «обозначаемое». Также Эпикур считал, что язык зависит от условий жизни людей и природные факторы играли роль в возникновении и развитии языка.
Обобщая значение для языкознания древнегреческой философии V-I веков до нашей эры, можно констатировать, что она значительным образом повлияла на формирование логицистского подхода к языку, который почти две с половиной тысячи лет характеризовался:
- акцентированием при изучении языка внимания на онтологических и гносеологических вопросах;
- придание особого значения в выделении, определении и систематизации языковых явлений функциональным критериям;
- безразличным отношением к диахроническому аспекту языка (его изменениям во времени) и существующим отличиям конкретных языков;
- распространением принципа универсальности языка человеческого сообщества.
Таким образом, философы пытались гармонизировать языковые и логические категории.
Александрийская грамматическая школа
В так называемый эллинистический период, базируясь на результатах трудов философов и лингвистической практики, была образована филология, предназначение которой заключалось в изучении, подготовке к критическому изданию и комментировании памятников классической письменности.
Филологию, в первую очередь, привлекала смысловая сторона текстов. Она благодаря грамматической школе из Александрии способствовала выделению в самостоятельную дисциплину грамматики, изучающей формальные аспекты языка. Грамматика, существовавшая в то время, была аналогична современному описательному языкознанию.
Ещё одним достижением Александрийской школы можно назвать расцвет лексикографии, который проявился в активном сборе и последующем толковании устаревших и ограниченно понятных слов.
Представители Александрийской школы изучали языковые регулярности, что вылилось в выделении правильных и неправильных форм. Кроме того, они подробно разработали парадигмы спряжения и склонения.
Александрийцем Дионисием Фракийцем была создана систематическая грамматика «Грамматическое искусство», ставшая первой подобной в европейской науке. Там были определены предмет и задачи грамматики, указаны правила чтения, пунктуации и ударения, классифицированы гласные и согласные звуки, охарактеризованы слоги, определены понятия слова и предложения, классифицированы части речи и др.
Грамматика Дионисия Фракийца в результате продолжительных споров была принята в качестве авторитетного труда и впоследствии стала «матерью всех европейских грамматик».
Во II веке Аполлоний Дискол разработал собственную грамматическую теорию, которая стала особо популярна у его потомков. Аполлоний был продолжателем идей Дионисия, он подробно останавливался на вопросах морфологии, грамматических категорий, а также частей речи, которых он выделял восемь штук (имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, предлог, наречие и союз).
Позднее Аполлоний в своём сочинении «О синтаксисе частей речи» сформулировал синтаксическую теорию, которая заняла особое место в античной грамматике. В ней он рассматривал способы сочетания частей речи в одно предложение. Однако в данной теории отсутствовали привычные для современного языкознания понятия подлежащего и сказуемого, которые были подменены морфологическими характеристиками.
Синтаксическая теория Аполлония сильно повлияла на зарождение и развитие грамматической науки Древнего Рима.