Текстология – это дисциплина, изучающая историю возникновения и судьбу текста литературных художественных произведений.
Предпосылки зарождения текстологической науки в России
Наиболее полное формирование характеристик изданий классических текстов в российской эдиционной деятельности пришлось на советский период развития эдиционной практики. Этот же этап характеризовался окончательным образованием научной методики текстологической подготовки данных изданий.
Данная ситуация была обусловлена тем, что в последнее десятилетие XIX столетия развитие истории российской литературы привело к возникновению настоятельной необходимости образования историко-литературного свода классических произведений. Говоря объективно, наука о литературе (литературоведение) в дальнейшем могла бы развиваться только в результате решения описанной выше задачи.
В связи с этим уже в начале XX столетия можно было говорить о существовании как обширного опыта эдиционной практики, так и о разработанной системе текстологических методов. Их совокупность позволяла выработать научное обоснование принимаемых решений. Кроме того, учёные и исследователи того времени получили довольно свободный доступ к недоступным для них прежде архивным материалам.
Задачи, которые должны быть решены просвещением, народным образованием и культурой советского общества, были обусловлены следующими проблемами текстологического характера:
- необходимость широкого и массового распространения классических произведений литературы;
- ознакомление с творчеством писателей-классиков отечественной и зарубежных литератур. Стоит отметить, что заслуга в создании русской научной текстологической науки, которая впоследствии получила мировые известность и признание, принадлежит таким талантливым учёным, работавших в то время в стране, как Д. Я. Гершензон, С. А. Венгеров, Н. О. Лернер, П. О. Морозов, Б. А. Модзалевский, Ю. Н. Тынянов, Б. М. Эйхенбаум, П. Е. Щеголев и др.
Описание советского периода формирования текстологии
Активная и широкая подготовка советских изданий русской классической литературы осуществлялась во многом благодаря работе выше названных деятелей, а также благодаря активному участию в ней Максима Горького и А. В. Луначарского (народный комиссар просвещения). Таким образом, уже в 1918-1919 годах было положено начало данной подготовке.
Первоначально основанием этой деятельности выступили наиболее качественные дореволюционные издания. Их ценность состояла в способствовании решению следующих задач
- предоставление читателю приемлемых (а в ряде случаев и качественных) текстов произведений русской классической литературы;
- характеристика роли и значения крупнейших писателей-классиков;
- осуществление детального критического пересмотра их творческого наследия;
- популяризация в различных слоях читателей творческого наследия писателей-классиков.
Но если выше изложенные задачи были объективно основными, то не меньшее значение в советской текстологической науке имела проблема формирования свода произведений отечественной классической литературы. Это означало, что имела место сложившаяся ещё в XIX столетии тенденция развития русской эдиционной теории и практики, которая, в конечном счёте, и определила важнейшие особенности и главные достижения развития советской текстологической науки.
Решение данной проблемы было изложено в нескольких основных изданиях, которые представляли собой совокупность научных и академических многотомников, подготовленных в 30-90-х годов прошлого века советскими текстологами. При этом определяющее значение имело текстологическое исследование творческого наследия крупнейших российских писателей и поэтов XVIII-XX столетий – М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова и других крупнейших отечественных литературных критиков, дореволюционных и советских писателей-классиков.
Особенности формирования и исторического развития отечественной текстологии
Таким образом, резюмируя всё выше сказанное, можно сделать вывод, что методологическая сущность процессов эдиционной и текстологической подготовки памятников классической литературы определяется исторически конкретным уровнем решения проблемы отражения. Причём в рамках данной проблемы изучается отражение как текстов классических произведений в изданиях различных типов и видов, так и формирования полного свода (списка) этих произведений, которое основывалось на научной и историко-литературной оценке. А оценивались не только сами произведения, истории их создания, публикации и издания, но и определение их значения и места в творчестве писателей-классиков, литературе и культуре страны и нации.
Говоря другими словами, была установлена историческая изменчивость методологической сущности данных процессов. В то же время необходима отметить, что эта методологическая сущность как отвечает уровню развития литературоведения каждого конкретного периода её развития, так и соотносится с методикой решения задач предшествующих этапов развития литературоведения.
Кроме того, чтобы решить в более полной мере задачи, которые стояли перед эдиционной практикой и текстологией в каждый конкретный период их исторического развития, необходимо обратиться к позициям следующего, более позднего периода, который характеризуется объективным пределом, позволяющим решить эти задачи.
Таким образом, всё сказанное и описанное выше определяет закономерность становления, формирования и развития всей совокупности текстологических методов, теории и практики текстологии, их взаимосвязи с теорией и практиков редактирования текстов произведений.