Фердинанда де Соссюра можно считать отцом лингвистики. До него изучение науки о языке было известно, как филология и имело другую направленность.
Лингвистика (языкознание) – это научное изучение языка, охватывающее структуру (морфологию, синтаксис, грамматику), звуки (фонологию) и значение (семантику), а также историю отношений языков друг к другу и культурное место языка в поведении человека. Фонетика, изучение звуков речи, обычно считается отдельной областью науки о зыке, тесно связанной с лингвистикой.
Области лингвистики
К таковым относятся:
- Фонология - занимается изучением звуков.
- Морфология - изучает, как слова формируются сочетанием звуков.
- Синтаксис - изучает, как слова расположены в предложении.
- Семантика - занимается изучением значений и исследованием, как именно значения стали прикрепляться к конкретным словам.
Следовательно, нужно понимать, что лингвистика является дисциплиной, предмет изучения которой - язык. Поэтому можно сказать, что язык является основной единицей раздела языкознания. Без языков не может быть предмета лингвистики. Поскольку языки являются индивидуальными и отдельными по своей природе, возникла необходимость их сравнительного изучения.
Лингвистика изучает природу языков, различные фонетические изменения, происходящие в языках, изменения значений отдельных слов с течением времени и тому подобное. С физической точки зрения, передача мысли посредством речи состоит из звучания и прослушивания. Роль, которую играет фонация, слишком очевидна, чтобы нуждаться в обсуждении; роль прослушивания иногда упускается из виду. Тем не менее, слух настолько важен, что едва ли можно ошибиться, утверждая, что в подавляющем большинстве случаев медленность или быстрота языковых изменений на протяжении всей истории языка, как в целом, так и в различных специфических формах речи, в значительной степени обусловлена точностью или неточностью слуха. Общеизвестно, что любой звук, какой бы нормальный человек ни был способен услышать или произнести, может быть воспроизведен с большой точностью любым другим нормальным человеком, кем бы он ни был; это просто вопрос правильной настройки голосового аппарата.
Отдельные языки и языковые группы обладают рядом схожих и отличительных черт, которые во многом обусловлены такими факторами как географическое распространение языка, социальное устройство общества, его культурное и историческое наследие. Поэтому знание языка подразумевает знание менталитета тех, кто говорит на нем. Помимо того, нужно понимать, что мысль и слово постоянно влияют друг на друга. Поэтому язык и психология неразрывно связаны друг с другом, и при любом изучении принципов языка необходимо исходить из некоторого знания психологии.
Разница между филологией и лингвистикой
Трудность определения различия заключается в том, что эти два поля частично перекрываются. Филология - это, по существу, изучение текстов, для некой исследовательской цели. У нее есть определенные методы, более или менее научные (то есть включающие измерение и подсчет), такие как палеография и критическое изучение, которые в основном используются только филологами, но не лингвистами. Кроме того, в ее исследованиях может использоваться практически любой дисциплинарный подход, известный современной науке для того, чтобы прояснить тексты и языки текстов.
Выводы, сделанные из этого эмпирического исследования, часто используются филологами в «сравнительной филологии» или «историко-сравнительной филологии», подотрасли этой области, которая, по сути, является чистой лингвистикой. То есть, эти специалисты заинтересованы в реконструкции более ранних стадий языков, с которыми они работают, и используют строго лингвистическую методологию или основную лингвистическую теорию.
Однако проблема заключается в том, что многие филологи работают в основном на кафедрах литературы, истории, или чаще всего на кафедре иностранных языков, то есть в какой-то другой академической области, потому что филология сегодня отступила так далеко под давлением лингвистики, что она больше не представлена как академическая единица в университетах.
Например, индоевропейская сравнительно-историческая филология, это почти что та же дисциплина, что и сравнительно-историческая лингвистика, которая обычно является предметом, изучаемым на курсах романской, германской, славянской филологии языковых факультетов университетов, преподавание которой осуществляется историческими лингвистами, специализирующимися на соответствующих языковых семьях, а в идеале -самим изучившими индоевропейскую историческую филологию или лингвистику.
Теперь о лингвистике. Дисциплина лингвистики - это, по сути, современное развитие филологии. Хотя даже Соссюр был историческим филологом, раскол между лингвистикой и филологией, по-видимому, начался примерно в его время. Учёные, разработавшие первую лингвистическую теорию, были по существу просто историческими лингвистами.
Идея лингвистики как чего-то отличного от филологии сегодня основана на идее, что лингвисты имеют теоретическую и методологическую подготовку в научном изучении языка, как языка вообще, так и современных разговорных языков. Акцент делается на теоретической строгости, это, прежде всего то, что отличает лингвистов от филологов. Хотя это, безусловно, неверно сегодня, когда филологи и лингвисты используют по существу ту же методологическую и теоретическую основу, независимо от того, что лингвистика разработала много инструментов, таких как синтаксис, типология, прагматика, семантика и т. д.
Филология фокусируется на изучении текстов, в то время как лингвистика фокусируется на изучении языка как такового