Рассуждения о природе человеческого языка
Современные лингвисты придерживаются того мнения, что язык по своей природе представляет собой явление двойственное:
- с одной стороны, язык – это биологическое явление, поскольку «первичное материальное воплощение» языка, его «место обитания» - человеческий мозг;
- с другой стороны, язык – это социальное явление, поскольку язык является тем связующим звеном, которое соединяет отдельную личность со всем обществом.
Однако дискуссии о природе языка и, в частности, речевой деятельности ведутся на протяжении многих десятилетий. В начале предыдущего столетия преобладала идея доминирующего значения среды и социума (то есть общения, труда, коллектива) в происхождении и развитии языка. Так, Ф. де Соссюр был автором теории, согласно которой язык – это явление по своей природе социальное.
Крайняя социологическая позиция уступила свои позиции в середине ХХ века. В первую очередь, это связано с тезисами Ноама Хомского, который утверждал о врождённости грамматических структур. По его мнению, мозг говорящего человека должен содержать программу («универсальную грамматику»), которая лежит в основе знания конкретного языка и позволяет воспроизводить речь. Эта точка зрения была подкреплена некоторыми эмпирическими данными, благодаря чему она получила широкое распространение.
В настоящее время исследователи склонны утверждать о двойственности природы человеческого языка, выделяя в нём две стороны: социальную и биологическую.
Характеристика социальной стороны человеческого языка
Социальная сторона языка отражена в его коммуникативной функции. Вне языкового общения жизнь человеческого общества невозможна. Именно благодаря языку жизнь любого коллектива приобретает осмысленность, содержательность и целенаправленность.
Свои знания, мысли человек закрепляет в языке. При помощи языка он передаёт их другим людям – современникам и потомкам. Благодаря языку, отражённому в письменных текстах, мы узнаём о событиях далёкого прошлого, о жизни наших предков, их мыслях и чаяниях. Знания можно передавать и при помощи других средств, например, рисунков.
Но передача мыслей при помощи языка экономнее и универсальнее. Экономнее потому, что при помощи языка любую мысль можно выразить короче, чем при помощи рисунков. Универсальнее потому, что при помощи словесных знаков можно выразить всё, что связано с жизнью и деятельностью человека, его восприятием окружающего мира, осмыслением своих действий и поступков, а также его отношением к окружающему миру, к своим действиям и поступкам.
Далеко не всё это можно выразить рисунками. В отличие от других средств передачи информации язык не ограничен в способах выражения любой человеческой мысли, её тончайших нюансов.
Для более глубокого исследования различных языковых элементов и их влиянием в современном социуме, необходимость в котором с ростом в последнее время информационных потребностей общества возрастает, была образована и сформулирована философия языка. Философия языка, облекая научные положения и выводы языкознания в философскую проекцию, способствует их использованию в таких научных дисциплинах, посвящённых изучению общества, как история, культурология, логика, этика, эстетика и т. д.
Язык и совокупность учений о нём подвергается социально-философскому анализу. Его результатом станет рассмотрения человеческого языка как средства, с помощью которого фиксируется окружающий мир, становившийся впоследствии объектом человеческой деятельности. В то же время основой языка признаётся социальная деятельность, которая определяет природу языка как кодирование общего в социальной деятельности.
Характеристика биологической стороны человеческого языка
Биологическая сторона языка проявляется в способности человека произносить членораздельные звуки и усваивать язык. Язык существует в сознании человека благодаря биологическому свойству его мозга, в котором он хранится в закодированном соответствующим образом виде.
Известны примеры так называемых «волчьих детей», которые выросли в волчьей стае, среди диких животных. Позже, оказавшись в человеческом обществе, такой ребёнок был не в состоянии овладеть человеческой речью, так как в условиях жизни среди диких животных он языком не пользовался.
Языки – русский, английский, китайский и все остальные не передаются по наследству от родителей к ребёнку, а приобретаются в процессе его общения с окружающими. Но по наследству передаётся способность человека пользоваться языком. Эта способность заложена в самой природе человека. Современная наука доказала, что овладеть языком ребёнок может только до определённого возраста (обычно это первые два-три года жизни). Ребёнок, который не овладел речью в этом возрасте, в дальнейшем не в состоянии научиться говорить, несмотря ни на какие усилия.
Опыты над обезьянами продемонстрировали, что, например, горилла в течение двух-трёх лет может овладеть несколькими сотнями «предметных знаков», при помощи которых она общается с человеком, реагирует на его команды, отвечает на вопросы. Но обезьяна не может выразить своих коммуникативных потребностей при помощи слов: её полость рта устроена таким образом, что исключает полностью возможность произнесения членораздельных звуков. В её «речевом» аппарате не хватает резонатора, роль которого у человека выполняют полости рта, носа и глотки. Именно в резонаторе звуки приобретают свою окончательную форму, благодаря чему становятся доступными восприятию человеческого уха.
Таким образом, современный уровень развития языкознания позволяет выделить и проанализировать в человеческом языке явления, которые свидетельствуют о его двойственной природе. С одной стороны, человеческий язык представляет собой результат действия социальных факторов, а с другой стороны (причём одновременно) – биологических факторов.