Первые попытки изучения синхронии и диахронии языка
Cинxpoния и диaxpoния языка – это состояния статики и динамики в языковой системе.
Как известно, язык как одна из форм духовной культуры народа является продуктом длительного исторического развития общества. Он постоянно развивается, меняется в пространстве и времени, в то же время сохраняя признаки имманентной стабильности, целостности. Тем самым обеспечивается выполнение им коммуникативной роли, реализация таких функций, как аккумулирование опыта общества и связь между различными поколениями.
Соотношение динамики и статики в такой сложно структурированной, полифункциональной системе, каковым является естественный язык, влияет на многоаспектные связи общества.
Язык – это динамическая система, которая меняется, реагируя на сдвиги в обществе и в языковом сознании его носителей. Однако устойчивость, статичность языковых элементов – это коммуникационная необходимость. Поэтому динамика и статика постоянно находятся во взаимодействии и взаимосвязи. Без статики языковое развитие было бы сплошным неупорядоченным движением, не давало бы возможности познавать структуру языка, а также те изменения, которые в ней происходят.
В систему современного русского литературного языка всегда входит оценка определенных фактов языка в их динамике – то как устаревших, то как новых. Изучение языковых элементов с точки зрения динамики позволяет выявить процессы упадка старых и формирование новых черт. Речь идет о проявлениях тенденций именно на синхронном, а не диахронной срезе языка, то есть тех процессов развития, которые, стремясь к равновесию и симметрии в синхронии, все-таки не позволяют достичь абсолютной стабильности: одна (относительно статическая) стадия развития сменяется динамичной. Таким образом возникают новые тенденции.
Варианты языковых элементов на каждом синхронном срезе выступают своего рода индикаторами изменений, которые происходят на фоне стабильных постоянных составляющих системы. Движение и состояние, динамика и статика, синхрония и диахрония в языке были объектами исследования многих лингвистов. О необходимости различения исторических изменений и состояния языка, изучая не только неподвижные статические черты, но и язык в его историческом развитии, отмечали в своих исследованиях еще:
- В. Гумбольдт;
- Я. Гримм;
- И. Бодуэн де Куртенэ.
И. Бодуэн де Куртенэ одним из первых начал изучать именно живые языки, особое внимание сосредоточив на исследовании явлений, которые возникают и приходят в упадок и свидетельствуют о непрекращающихся языковых изменениях (согласно терминологии автора, кинетика и статика). Автор уже в своих ранних языковедческих исследованиях ("Versuch einer Theorie phonetischer Alternstionen" (Strassburg, 1895) убедительно показал не только разницу явлений Nebeneinender (статическая лингвистика) и Nacheinander (динамическая лингвистика) но и то, как эти аспекты взаимодействуют в языке.
Состояние покоя, согласно И. Бодуэну де Куртенэ – это единичное проявление движения, когда количество изменений равна нулю. Поэтому статику ученый сводил к отдельному факту динамики. Эти термины И. Бодуэн де Куртенэ применяет со своеобразным значением: в статике он прежде всего рассматривает физиологическую характеристику звука (что предполагает анализ законов и условий функционирования), а под динамикой – закономерности развития звуков во времени.
Вклад Ф. де Соссюра и Пражской лингвистической школы в понимание времени и структуры в лингвистике
Понятия и термины "синхрония" и "диахрония", "динамика" и "статика" для различения движения и положения в языке ввел в научный оборот Фердинан где Сосюр. Он определял синхронную (статическую) лингвистику как науку о состоянии языка, отграниченную от любых исторических эволюционных фактов и действий, и считал, что синхронная лингвистика должна изучать внутреннее строение языка, его систему, а диахронная – эволюцию языковых единиц.
Ф. де Сосюр отождествлял динамику с диахронией и статику – с синхронией, не отрицая постоянных языковых изменений (в том числе и на синхронном уровне), однако, учитывая то, что они настолько минимальны и незначительны, что их не стоит принимать во внимание.
Поэтому динамика оставалась, по сути, вне его исследований, так как изменения на диахронном уровне Ф. де Сосюр трактовал как случайные и несистемные, хотя они неизбежно приводят к нарушению равновесия в самой системе языка или диалекта.
Важным этапом в развитии языкознания была деятельность Пражской лингвистической школы (далее – ПЛШ), которую представляли:
- В. Матезиус;
- М. Трубецкой;
- Б. Трнка;
- П. Гавранек;
- И. Вахек;
- Р. Якобсон;
- В. Скаличка;
- С. Карцевский.
Рисунок 1. В. Матезиус. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Члены ПЛШ обосновали существование динамической синхронии, отводя тем самым статике незначительное место в исследованиях.
Однако речевая деятельность состоит из диалектического единства движения (динамики) и покоя (статики). Взаимодействие динамики и статики как двух сторон единого существования языка обеспечивает равновесие языковой системы, абсолютизация одного из факторов неизбежно приводит к противоречиям в оценке языковой специфики. В языке взаимодействуют две силы: одна из которых постоянно препятствует языковым изменениям, чтобы сохранить способность к пониманию между носителями одного языка (или диалекта), а другая – более скрытая – действует, причем весьма ощутимо, в пользу изменений.
Но любое языковое изменение не имеет абсолютного характера. Например, в речи старшего и младшего поколений часто существуют различия в лексическом составе и словоупотреблении, но эти различия никогда не бывают настолько сильными, чтобы стать преградой для взаимопонимания. Однако исследования показывают, что когда представители младшего поколения (а они являются самым мощным носителем нового) становятся старше и попадают в коллектив старших (а то и пожилых) людей, то они легко отказываются от тех нововведений (прежде всего, лексических), которые до недавнего времени были присущи их речи.
В результате какое-то определенное языковое изменение (или целый комплекс языковых изменений) словно отступает, сохраняя соответствующий субдиалект без изменений. Развитие речи наряду с социальными факторами обеспечивают постоянные тенденции, которые имеют поступательный характер.