Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Cинтaкcиc кaк paздeл языкoзнaния. Cлoвocoчeтaния и cлoвecныe pяды

Место синтаксиса в системе языкознания

Определение 1

Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий строение и функционирование предложений, словосочетаний и членов предложения, способы сочетания слов в словосочетаниях и предложениях и коммуникативные единицы (слова-предложения).

Центральным разделом грамматики является синтаксис как учение о способах и средствах сочетания единиц низших языковых уровней в конструкции, которые выполняют коммуникативную функцию. Термином «синтаксис» также называют синтаксическое строение языка.

В синтаксическом строении русского языка наиболее полно проявляются способы и средства речеобразующей деятельности, ее носителей и пользователей. Только на синтаксическом уровне все языковые единицы фонетической, лексической, фразеологической и морфологической подсистем языка становятся речевыми единицами, стилистически (функционально) самодостаточными, в основном коммуникативно оформленными.

Только две языковые единицы, рассматриваемые в синтаксисе, относятся к коммуникативным единицам языка и речи:

  1. предложение;
  2. эквиваленты предложения – слова-предложения (Да ладно; Неужели? Эй! и т. п.).

Как нет общего языка в мире, так и нет всемирного синтаксиса. Это лишь абстрактно-мнимое научное понятие. Есть только синтаксис конкретного языка, родственных языков или сопоставимые синтаксисы определенных языков –родственных и неродственных. Каждый человек всегда общался и общается с другими на конкретном народном языке – которая имеет родовой, племенной характер, является языком народности или – наиболее полно и нормативно –национальным языком.

Некоторые пользуются «мертвым» языком (древнегреческим, латынью и т.п.), искусственным (эсперанто) или пользуются диалектом языка, своеобразие которого обусловлено наличием в нем определенного количества диалектизмов, что нередко прослеживаются в основном составе литературного языка, оставаясь при этом ненормативным для него единицами: чистяк (кукуруза) и др.

«Cинтaкcиc кaк paздeл языкoзнaния. Cлoвocoчeтaния и cлoвecныe pяды» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Предметом синтаксиса являются синтаксические единицы языка, их семантика и структура, синтаксические связи и семантико-синтаксические отношения. Синтаксис как особую отрасль знаний о языке формируют следующие основные подразделения:

  1. общая теория и практика синтаксиса как учение о синтаксическом строении языка;
  2. учение о словосочетании и сочетании слов;
  3. учение о предложении (простые и сложные предложения), члены (член) предложения;
  4. учение о коммуникативных единицах (слова-предложения);
  5. учение об абзацах, текстах, прямой, косвенной речи.

Изучение синтаксического строения языка началось в античные времена в Древних Греции и Риме. Уже в «Российской грамматике» (1755 г.) М. Ломоносова (1711- 1765 гг.) предложение понимается как речь, которая включает в себя полный ум. Российский языковед Константин Аксаков (1817-1860) считал синтаксис частью грамматики, в которой находит свое выражение жизнь слова, в которой сознание в слове становится целостностью жизни.

Классическими исследователями синтаксиса русского языка были:

  • Алексей Шахматов (1864-1920 гг.) («Синтаксис русского языка»);
  • Александр Пешковский (1878 1933) («Русский синтаксис в научном освещении»);
  • Александр Потебня (1835-1891) («Из записок по русской грамматике») и др.

Алексей Шахматов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Алексей Шахматов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Относительно синтаксических единиц, конструкций как объектов изучения взгляды лингвистов расходятся. Нет общего мнения и относительно определения членов предложения, разновидностей структуры предложения, особых коммуникативных конструкций.

Проблемным остается вопрос зависимости синтаксического строения словосочетаний, предложений от фонетической системы языка, соотношение лексем, фразеологизмов, морфемных единиц и морфологических форм слова с синтаксисом.

Дифференциация словосочетания, сочетания слов и словесного ряда

Определение 2

Словосочетание – это единица, которая формируется не менее чем двумя знаменательными словами. Структура словосочетаний нередко совпадает со структурой предложений, формируя в таких случаях предложения, то есть отдельную коммуникативную языковую единицу.

Сочетание слов, в свою очередь, во всех случаях представляют только один член предложения. Если «словосочетание» уже стало устойчивым синтаксическим термином, то понятие «сочетание слов» еще не получило четкого терминологического определения. Любое словосочетание является одновременно и сочетанием слов, однако не каждое сочетание слов является словосочетанием.

Различают следующие разновидности (типы, группы) сочетаний слов:

  • лексические сочетания слов, которые формируют определенное семантическое и грамматическое единство двух или более знаменательных слов (часто осложненных служебным словом или словами), которые синтаксически не членятся на отдельные члены предложения, потому как выражают одно понятие. Эти сочетания слов отвечают только на один вопрос: Черное море, Герой России, Александр Пушкин, речевой аппарат человека, белый стих, белый-белый, сложноподчиненное предложение и др.;
  • фразеологические (преимущественно идиоматические) сочетания слов, выражающие одно целостное, неразложимое понятие и выполняющие функцию отдельного члена предложения. По своему лексическому значению сочетания слов во многих случаях равны отдельном знаменательным словам: втирать очки (обманывать), краснеть (краснеть от стыда), бить баклуши (ничего не делать),
  • сочетания слов, которые составляют аналитические (составные) словоформы, то есть морфологические составляющие одной лексемы: будешь работать (форма глагола в будущем времени), наиболее удачный (форма высшей степени сравнения прилагательного).

По своей структуре сочетания слов характеризуются употреблением:

  • одного и того же существительного в разных падежах с предлогом или без него: день за днем, с каждым днем, работа работой;
  • двух глаголов в одной форме: пойду посмотрю, посижу послушаю;
  • инфинитива с спрягаемой формой того же глагола: написать напишу, спеть спою, послушать послушаю;
  • именительных-предложных сочетаний слов: в мире, на море, на берегу, со стыда;
  • сочетаний слов с функцией обращения;
  • сочетаний слов, которыми выражается значение вводности: К сожалению, чудес на свете не бывает.

Помимо разграничения словосочетания и сочетания слов, следует обратить внимание на выделение понятия «словесный ряд». Словесный ряд обозначает группу слов, которые объединены соединительными или противительными союзами. К примеру: не зима, а лето; не горе, а счастье; и смех, и слезы.

Дата последнего обновления статьи: 11.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot