Общая характеристика арабского языка
Основой арабского языкознания является арабская лингвистическая традиция.
Арабская лингвистическая традиция — это направление лингвистических исследований, сформировавшееся и существовавшее в культурном ареале Арабского халифата в VII-XIV вв.
Местом её зарождения был Ближний Восток, когда она выступала лишь разновидностью единой науки об арабской словесности. Только в результате дифференциации филологических исследований арабская лингвистическая традиция выделилась в качестве самостоятельного учения о грамматике, риторике и лексике классического арабского языка.
Разработка и развитие традиционной теории классического арабского языка осуществляется в следующих филологических школах:
- аида-лусской (Испания);
- багдадской (г. Багдад, Ирак);
- басрийской (г. Басра, Ирак);
- египетской;
- куфийской (г. Куф, Ирак);
- сирийской.
Характерной чертой арабской лингвистической традиции был многонациональный состав её представителей - философов и лингвистов. Главными документальными источниками этой традиции были научные сочинения, написанные на классическом арабском языке и посвящённые исключительно ему.
Арабская лингвистическая традиция отличается практической направленностью, которая была вызвана эмпирическим исследованием прозаической и поэтической речи на классическом арабском языке.
Становление арабской лингвистической традиции вызвано необходимостью функционирования общего языка, когда начался процесс объединения арабских племён в единое государство. Таким образом, арабский язык представляет собой смешение нескольких диалектов – койне, нормы и правила которого впоследствии вырабатывались в соответствии с его функционированием во всех сферах общественной жизни Арабского халифата, когда обучение языку Корана и сохранение его чистоты приобрели особое значение.
Становление арабской лингвистической традиции
К достижениям арабской лингвистической традиции VII века относится введение басриецем Абу-ль-Асуад ад-Дуали дополнительных графических знаков для обозначения гласных фонем, служащих для выражения словоизменения, а также создание Насра иби Асыма и Яхьи иби Ямары систем диакритических знаков, необходимых для различия похожих по написанию арабских букв.
В первой половине VIII века басрийскими филологами были разработаны основы описательного анализа норм классического арабского языка.
Во второй половине VIII века теория арабского языка сформировалась в качестве самостоятельного раздела филологии.
Особое место в исследовании арабского языка занимает басриец аль-Халиль ибн Ахмед. К его заслугам относится основание теории аруда, которая рассказывает о системе метрического стихосложения, позволяющего просодически, ритмически и морфологически выстраивать арабские слова.
Значимым трудом Аль-Халиля является словарь арабских слов «Книга айна».
Аль-Халиль выделял следующие аспекты исследования фонетических явлений:
- исходные характеристики;
- позиционные варианты;
- изменения звуков при образовании грамматических конструкций.
Также он модифицировал знаковую систему обозначения кратких гласных фонем благодаря введению огласовок, употребляющихся до сих пор при записи Корана, поэтических и учебных текстов.
В это же время формируется куфийская школа, её основоположником считается Абу Джафар Мухаммед ар-Руаси, который создал первую куфийскую грамматику арабского языка и разрабатывал вопрос о числах в арабском языке.
Басрийским грамматистом Сибавейхи был написан трактат «Книга», систематически излагавший нормы языка и отражавший работы предыдущих поколений филологов (в том числе, аль-Халиль ибн Ахмеда). Впоследствии этот трактат неоднократно комментировался другими филологами арабской традиции. Также он оказался первой дошедшей до нас грамматикой классического арабского языка.
К концу VIII века в арабской лингвистической традиции выделялись основные аспекты грамматического анализа языка:
- ан-нахв — учение об изменении слов;
- ас-сарф — учение об образовании слов и фонетических изменениях;
- махаридж аль-хуруф — учение об артикуляции звуков и их позиционных вариантах.
В начале IX века начала формироваться арабская лексикография: появляются лексические квалификации и словари. Но и грамматические вопросы также активно обсуждались в то время. Центральным событием этой сферы был спор между представителями басрийской и куфийской школ.
Начало Х века отмечается завершением арабского грамматического учения в качестве самостоятельного раздела арабской лингвистической традиции: окончательно сформирована его терминология и систематизированы основные теоретические положения. Это способствовало развитию исследований лексикологических вопросов, которые в наибольшей степени были освещены в работах представителей багдадской школы: Ибн Джинии (словообразование и взаимосвязь слова и его значения) и Ибн Фарнса (объем и классификации лексики, вопросы семантики).
XI век характеризуется изучением норм выразительной речи и процессов по образованию речи:
- аль-фасаха – правильное употребление языковых выражений (изучается науками о грамматике и лексике);
- аль-балага - совершенствование речевых образований (изучается науками о смысле и тропе).
Следующие пару столетий совершенствуются описательные методы арабской грамматики и лексики, в частности, к этому относится деятельность аида-лусской школы, которая подробно изучала вопросы лексикологии и семасиологии.
Завоевание монголами Багдада и ослабление арабского влияния в Испании способствовало перемещению центра арабской науки в Египет и Сирию. Тамошние представители арабской традиции в первую очередь комментировали ранние филологические трактаты и излагали языковые нормы в более доступной форме и в соответствии с увеличением числа изучающих арабский литературный язык.
Таким образом завершился активный период развития арабской лингвистической традиции. В дальнейшем она оказала значительное влияние на филологические школы более поздних периодов.