Лингвопереводческий анализ метафоричности публичных выступлений
На сегодняшний день исследование лингвистических средств речевого воздействия рассматривается в качестве одного из направлений изучения политических текстов в русле лингвистической прагматики.
К языковым средствам, которые активно используются в публичных выступлениях, относится метафора. Вопросы, относящиеся к определению природы метафоры, вызывали и вызывают споры среди ученых-лингвистов. По своей природе метафора часто применяется не только в литературной сфере, но и в науке, философии и юриспруденции. Активное применение метафоры в различных видах дискурса связано непосредственно с ее рассмотрением в рамках когнитивной лингвистики как способа мышления, в качестве познавательного процесса. Поскольку понятийная система в нашей стране носит преимущественно метафорический характер, то и мышление, и повседневный опыт, и поведение, в большей степени обуславливаются метафорой.
Специфика публичных выступлений
Основной задачей публичных выступлений является воздействие на публику и незаметная манипуляция сознанием аудитории. Соответственно, именно задача и предназначение публичных выступлений предопределяют применение в них метафоричных выражений. Во-первых, применение метафоры в публичных выступлениях обращает внимание аудитории на некоторые, в частности неожиданные, сходства между двумя и более предметами. Данный факт помогает слушателям принять во внимание те свойства вещей, предметов и явлений, на которые они раньше не обращали внимания, и, в конечном итоге, раскрыть другие существующие аналогии.
Во-вторых, метафора заставляет увидеть один объект в свете другого, тем самым увлекая за собой новое осознание и восприятие метафоризованных явлений. Все это является результатом и следствием воздействия метафоры на аудиторию. Таким образом, используя метафоричные выражения в своей речи, оратор не только украшает свое выступление, но и воздействует на сознание аудитории.
Воздействующий потенциал метафоры публичного текста
Воздействующий потенциал метафоры, применяемой в публичных выступлениях, изучается с помощью лингвопрагматического и лингвостилистического анализа.
Оратор, пытающийся внести в свою речь убедительный образ, старается использовать более свежие способы передачи информации, тем самым, пытаясь вызвать интерес у публики. Например, речь премьер-министра Великобритании Терезы Мэй, наполнена образными метафорами: «That's why Philip Hammond and Greg Clark are working on a new industrial strategy to address those long-term structural challenges and get Britain firing on all cylinders again. It's not about picking winners, propping up failing industries, or bringing old companies back from the dead. It's about identifying the industries that are of strategic value to our economy and supporting and promoting them through policies on trade, tax, infrastructure, skills, training, and research and development» - «Вот почему Филип Хэммонд и Грег Кларк работают над новой промышленной стратегией, направленной на решение этих долгосрочных структурных проблем и возобновление работы Британии на полную мощность. Речь идет не о том, чтобы выбирать победителей, поддерживать обанкротившиеся отрасли или воскрешать старые компании из мертвых. Речь идет о выявлении отраслей, представляющих стратегическую ценность для нашей экономики, и поддержке и продвижении их посредством политики в области торговли, налогообложения, инфраструктуры, навыков, профессиональной подготовки, а также исследований и разработок».
В данном случае для большего воздействия на аудиторию в выступлении можно наблюдать активное применение метафоричных выражений. Например, «Britain firing on all cylinders again» - «Британия снова работает на полную катушку» применяется для обозначения успешного экономического образа страны. Таким образом, смысл метафоры в сочетании с эмоциональной окрашенностью фразы создают необходимые условия для целенаправленного воздействия н сознание и чувства аудитории.
Еще одним довольно эффективным видом применяемых метафоричных выражений в публичных выступлениях является развернутая метафора. Развернутая метафора представляет собой определенный художественный прием, который позволяет полноценно раскрыть суть описываемого предмета или явления. Перенос понятий, применяемых в развернутой метафоре, осуществляется на протяжении довольно большого фрагмента текста, либо на протяжении всего текста. Таким образом, весь комплекс создаваемых образов позволяет получателю сообщения представить все многообразие проявлений описываемого предмета или явления.
Применение развернутой метафоры можно четко проследить в выступлении Маргарет Тэтчер. «But all this will avail us little unless we achieve our prime economic objective - the defeat of inflation. Inflation destroys nations and societies as surely as invading armies do. Inflation is the parent of unemployment. It is the unseen robber of those who have saved» - «Но все это мало что даст нам, если мы не достигнем нашей главной экономической цели - победы над инфляцией. Инфляция разрушает нации и общества так же верно, как это делают армии вторжения. Инфляция является причиной безработицы. Это невидимый грабитель тех, кто спасся».
В данном случае метафора основывается на различных ассоциациях, а именно перенос понятий осуществляется последовательно в рамках нескольких высказываний, в которых раскрывается весь метафорический смысл.
Еще одним распространенным видом метафор в публичных выступлениях являются смешанные метафоры. Применение смешанных метафор обусловлено эмоциональностью и экспрессивностью выступлений, направленных на манипуляцию общественного мнения и сознания. Данный вид метафор является наиболее эффективным, поскольку содержит в себе различные виды метафор, каждая из которых обладает тем или иным свойством воздействия на сознание аудитории. Например, фраза «The money in your and your family's pocket will be at the heart of our discussions on Brexit» - «Деньги в вашем кармане и кармане вашей семьи будут в центре наших дискуссий о Брексит», убеждает слушателей в том, что действующее правительство «беспокоиться о финансовом положении граждан» с целью привлечения их личных средств.