Монополия внешней торговли
Деятельность государства по монополизации внешней торговли заключается в осуществлении полного контроля операций на внешних рынках. Монополия призвана решить вопрос приведения платежного баланса государства в равновесное состояние путем контролирования импортных операций по сравнению с экспортными операциями.
В качестве нетарифных барьеров в процессе развития внешней торговли на сегодняшний день находит применение такая форма монополии, как предоставление исключительного права государственного или иного предприятия (которое действует под государственным контролем) на осуществление операций внешней торговли конкретными товарами.
Эта практика не является формальным торговым барьером и может привести к ограничению конкуренции в импортируемом государстве, сдерживая поставки зарубежной продукции даже в тех случаях, когда на них есть спрос.
Регулирование внешней торговли включает в себя контроль импортных операций, экспорт же ограничен всегда той продукцией, которую преимущественно выпускает страна для внешней торговли.
Государственное регулирование внешней торговли направлено не только на контроль внешнеторговых операций, часто государство может производить резерв сферы обслуживания внешнеэкономических связей.
Самая распространенная форма установления монополии государства над внешней торговлей - образование государственных торговых монополий, функционирующих в большинстве товарных секторов (продажа продовольственных товаров, топлива, нефтепродуктов, строительных материалов, различных видов промышленного и бытового оборудования и др.).
Примеры государственных монополий
Преимущественно государственные монополии нашли свое применение в странах Азии и Африки. По их количеству лидирующее положение занимает Ирак и Алжир (около 40).
На примере некоторых государств можно увидеть отрасли, государственные монополии в которых играют ведущую роль. Например, в Алжире в сфере торговли продуктами питания, напитками и табачными изделиями, строительными материалами и минералами, химическими продуктами и удобрениями, промышленным оборудованием, автомобилями и др.
В Иране государственные организации занимаются импортными операциями в сфере продовольствия, а также химических продуктов, текстильных товаров, леса и бумаги, металлов и др.
В Индии монопольно импортируются текстильное сырье (импорт хлопка, шелка, джута, других твердых волокон), зерновые культуры, фрукты, нефтепродукты, химические продукты, и др.
В Сирии монопольным импортом занимаются предприятия, выпускающие продовольствие и напитки, текстильные товары, строительные материалы, нефтепродукты, химические продукты, автомобили и др.
Рассмотренные требования по ограничению по отношению внешнеторговых перевозок могут повлечь за собой дополнительные расходы для экспортеров. Например, в случае, если фрахтовые ставки мирового рынка ниже, чем в импортируемом государстве (когда расход по фрахтованию оплачивается экспортером).
Из истории эволюции государственных монополий можно понять, что этот вид монополий (как и всякий другой) является крайне нерациональным методом контроля экономики. В процессе ее функционирования имеет место расцвет коррупции, сочетаясь с крайней неэффективностью самой регулирующей системы.
В 80-е гг. в развивающихся государствах ведущую роль играла проблема дерегулирования национальной экономики. В процессе ее решения сфера государственного регулирования внешнеэкономических связей была уменьшена, и предприятия передаются в руки частных организаций. Государство отказывается от монопольного права импорта и экспорта определенных товаров, уменьшая при этом сферу лицензирования.