Формы внешней торговли можно классифицировать по 3 основным направлениям, критериями которых могут быть:
- предмет торговли,
- особенности регулирования,
- взаимодействие субъектов,
- и т. д.
Классификация форм внешней торговли
По числу торгуемых объектов:
- однопредметная
- многопредметная
По числу сторон-участников:
- двусторонняя
- многосторонняя
По масштабам:
- глобальная
- региональная
- межрегиональная
- локальная
По стадиям процесса:
- коммерческая
- производственная
По структуре связей
- внутриотраслевая
- межотраслевая
- внутрифирменная
- вертикальная
- горизонтальная
- смешанная
По организационной форме:
- совместные программы
- договорная
- совместная фирма
По объектам связей:
- сбытовая
- научно-техническая
- маркетинговая
- производственная
- промышленное сотрудничество.
Торговля в сочетании с кооперацией
Этот вид взаимодействия предусматривает заключение контрактов, которые связывают производственные процессы независимых компаний. По степени интеграции виды кооперационной интеграции можно классифицировать следующим образом:
- производственная
- сбытовая
- производственно-сбытовая
- торговля в составе консорциумов и т.д.
Встречная торговля
В последние десятилетия популярность приобрела такая разновидность международной торговли, как компенсационная торговля в форме встречной товарообменной торговли (в виде обратной закупки товаров и услуг и/или компенсационных договоров).
Компенсационные соглашения могут быть заключаться в виде:
- обратной закупки
- собственно, компенсационных соглашений
- соглашений, которые предусматривают возмещение и т. д.
Прямая и косвенная внешняя торговля
Прямой метод внешней торговли подразумевает непосредственную продажу экономического блага производителем-продавцом потребителю-покупателю. Основным преимуществом данного метода можно назвать экономию средств фирмы-производителя на оплату посреднических услуг и поиск партнеров. Главный недостаток – необходимость создания собственной внешнеторговой службы, а также самостоятельный поиск и анализ информации о мировых рынках.
Косвенный метод подразумевает продажу товаров и услуг через торговых посредников. В настоящее время большая часть внешнеторговых сделок осуществляется именно этим способом.
К услугам фирм-посредников часто прибегают при необходимости выхода компании на новые рынки, а также при предложении новых товаров. Благодаря услугам торговых посредников производитель, может значительно снизить издержки (поскольку используется внешняя сеть сбыта). Кроме того, благодаря посредникам фирма-производитель может ускорить получение выручки от продажи товаров. Более того, при помощи услуг квалифицированных фирм-посредников производитель может надежно укрепить позиции на том или ином рынке.
Фирмы-посредники часто берут на себя рыночные исследования, что также может в значительной мере снизить затраты производителей на маркетинг.
В то же время, использование услуг посреднических фирм может иметь некоторые недостатки:
- фирма-производитель может не получать рыночной информации в полном объеме (например, полной информации о требованиях к товару, объективной информации о величине спроса и емкости рынка и т.д.)
- фирма-производитель должна «делиться» частью прибыли с посредником и т. д.
Посредник может действовать от своего имени (в таком случае он играет роль собственника товара и несет полную ответственность за все операции). Также он может работать от имени клиента.
Существует 3 основных вида торгово-посреднических операций:
- дилерские (от своего имени и за свой счет)
- комиссионные (от своего имени, но за чужой счет)
- агентские (от чужого имени и за чужой счет).