Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Внешнеэкономическая деятельность / Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

Сущность и цели таможенно-тарифного регулирования ВЭД

Определение 1

Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности представляет собой систему методов и инструментов государственного регулирования, в основе которых лежат таможенные пошлины, таможенные процедуры и правила осуществления внешнеторговой деятельности.

Таможенно-тарифное регулирование – это основной способ управления внешней торговли, используемый государством. Именно с помощью таможенных пошлин, процедур и правил государство имеет возможность осуществлять контроль над внешнеэкономической деятельностью.

Таможенно-тарифное регулирование может преследовать различные цели и выполняет две ключевые функции:

  • Протекционистская функция – защита национальных производителей от внешней конкуренции со стороны зарубежных компаний;
  • Фискальная функция – создание статьи бюджетных доходов и обеспечение ее наполнения.

Таможенно-тарифное регулирование следует рассматривать как систему организационных, правовых и экономических мер, регулирующих внешнеэкономическую деятельность и реализуемых государственными органами в законодательно установленном порядке. В основе таможенно-тарифного регулирования лежит использование ценового фактора воздействия на торговый оборот. Это означает разработку системы налогообложения, включающей применение таможенных пошлин и других видов налогов, уплата которых обязательна при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Принцип таможенно-тарифного регулирования заключается в его одностороннем порядке – условия уплаты и размеры пошлин устанавливаются государством, и только уполномоченные государственные органы могут принимать решения об изменении данных условий или тарифов.

Структура методов таможенно-тарифного регулирования

Регулирование государством внешнеэкономической деятельности осуществляется с помощью двух групп методов: таможенно-тарифного регулирования и нетарифных методов. Структуру методов таможенно-тарифного регулирования можно определить через элементы данной системы:

  • Таможенный тариф – система ставок таможенной пошлины;
  • Таможенное декларирование – процесс учета товаров, перемещаемых через национальную границу страны;
  • Таможенная процедура – правила перемещения товаров через национальную границу страны и осуществления действий, с этим связанных;
  • Товарная номенклатура ВЭД – перечень товаров, перемещение которых через национальную границу подлежит таможенно-тарифному регулированию.

В современных условиях методы таможенно-тарифного регулирования ВЭД постоянно подвергаются процессу унификации на базе различных международных договоров.

Пример 1

Примеры международных договоров, оказывающих влияние на таможенно-тарифное регулирование ВЭД: соглашения членов ВТО – Генеральное соглашение о тарифах и торговле, таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров и т.п.

Таможенные тарифы и их виды

Таможенный тариф представляет собой основной элемент таможенно-тарифного регулирования. Чаще всего под тарифом понимают перечень ставок таможенных пошлин, установленных государством для тех или иных видов продукции или способов торговли. Иногда термином «таможенный тариф» определяют непосредственно ставку таможенной пошлины, а не свод таких ставок.

Таможенный тариф в последнем значении может быть простым и сложным.

Простой таможенный тариф по-другому называют одноколонным. Такой тариф предусматривает одинаковую ставку для каждого продукта, не зависящую от страны его происхождения. В настоящее время простые тарифы мало используются, так как не дают возможности проактивного управления таможенной политикой и не соответствуют условиям современной конкуренции. Простые ставки таможенных пошлин не предусматривают льготных или дискриминационных пошлин, что не позволяет в достаточной мере учитывать условия взаимоотношений между странами и их положения в мировом хозяйстве.

Сложный таможенный тариф по-другому называют многоколонным, и с его помощью для каждого продукта может быть установлено несколько ставок таможенной пошлины. Применение таких тарифов позволяет принимать во внимание условия конкуренции на мировом рынке. С помощью сложных таможенных тарифов государство может проводить дифференцированную таможенную политику, регулируя налоговое давление на резидентов разных стран.