Основы исследования имиджа государственной службы
Имидж государственной службы как нанимателя - это формируемый в общественном сознании образ государства как работодателя, включающий оценку условий труда и вознаграждения на государственной службе.
Можно выделить следующие основные подходы к исследованию имиджа:
- символический, предусматривающий изучение имиджа как символического продукта, возникающего в ходе социального взаимодействия между индивидами путём наполнения приписываемыми значениями;
- феноменологический, который трактует имидж как продукт социального конструирования и субъективную реальность;
- структурно-функциональный, устанавливающий между имиджем и общественным мнением функциональную взаимосвязь. При этом имидж рассматривается как непосредственный продукт общественного мнения;
- системный, позволяющий описать имидж в качестве объекта сознательного управленческого воздействия, направленного на формирование желаемых образов;
- конфликтно-логический, также называемый прагматическим, представляющий имидж инструментом оказания влияния на массы и индивидов в целях навязывания общественного мнения.
В литературе можно встретить ряд близких терминов, которые нередко смешивают. Имидж отличается от образа тем, что образ - это первичное начало, а имидж может рассматриваться как виртуализированный или скорректированный образ. В отличие от престижа, имидж обладает нейтральной окраской, в то время как престиж предусматривает позитивную коннотацию. Разница между репутацией и имиджем также состоит в оценочной характеристике репутации на фоне нейтральности имиджа. Таким образом, можно назвать следующие характеристики для имиджа:
- сконструированность, формирование имиджа в результате приложении целенаправленных усилий;
- символический активно-пассивный характер;
- функциональность: при конструировании имиджа преследуется определённая цель;
- сложность: в состав имиджа входят не только естественные свойства объекта, но и формируемые субъектами в ходе взаимодействия;
- динамичность, подверженность интерпретациям со стороны агентов социального конструирования;
- идеалистичность, упрощённость схожести с реальными объектами.
Таким образом, имидж государственной службы представляет собой динамичный, активно-пассивный символический конструкт, отражающий образ института государственной службы в общественном сознании.
Имидж государственной службы в современном обществе
В современном обществе государственная служба представлена в трех ипостасях:
- как социально-правовой институт;
- как профессиональная деятельность, связанная с обеспечением исполнения государственными органами и лицами, замещающими государственные должности, предписанных полномочий;
- как социально-профессиональная группа людей, реализующих эту деятельность.
Ключевая характеристика государственной службы - её неразрывность с государством. Нередко в массовом сознании происходит отождествление этих двух понятий. Государственный служащий в глазах граждан превращается в олицетворение государства. Поэтому человек распространяет свой частный, единичный негативный опыт общения с конкретным чиновником на всё государство. Действует и обратное: общее недоверие к структурам государств и высшим государственным органам приводит к отрицательной оценке деятельности любого чиновника. С одной стороны, такой подход оправдан и закономерен: плохое государство не может построить хорошую государственную службу. С другой стороны, из-за низкой информированности обычных граждан о реальной работе государственных служащих, недобросовестные средства массовой информации получают возможность спекулировать сведениями о недостатках чиновников вообще и конкретных государственных служащих. Речь идет не только об обвинениях в коррупции и незаконном предпринимательстве. Большой интерес у людей вызывают доходы чиновников, которые часто в публикациях искажаются, особенно когда речь идёт о статистических сведениях. Следствием этого становится негативное отношение к чиновничеству.
В целом в российском обществе статус чиновников как социально-профессиональной группы достаточно высок. Конкурс в учебные заведения, готовящие бакалавров и магистров в сфере государственного и муниципального управления, стабильно возрастает. Опросы показывают, что государственная служба - это одно из самых популярных занятий, привлекающих респондентов. В то же время своим детям и внукам они бы не хотели такой работы.
Формирование имиджа подвержено влиянию имеющихся у населения коммуникативных барьеров, фильтров доверия и недоверия, степени согласованности между вербальными и невербальными аспектами коммуникации. В качестве значимого источника информации о государственной службе, субъективного основания для формирования оценочных суждений выступают непосредственные контакты людей с представителями органов власти.
В массовом сознании плотно закрепился негативный имидж чиновника-бюрократа. Данные опросов свидетельствуют о массовых проявлениях административно-бюрократической культуры государственных служащих в ходе выполнения должностных обязанностей, инструктивных требований и решений руководства. Отношение к государственным служащим как к винтикам бюрократической машины ограничивает реализацию их творческого потенциала, приводит к принятию таких служебных аномалий, как коррупция, бюрократизм, равнодушие к работе.
Ряд факторов негативного отношения может быть преодолен путем конструирования, в частности, более активного использования в работе государственных органов современных инструментов коммуникации (в первую очередь, социальных сетей). Это способствует повышению прозрачности взаимодействия и снижению бюрократизма, привнесению во взаимодействие с гражданами человеческого отношения, неизменно воспринимаемого как положительный фактор.