Качество - это совокупность свойств процесса или объекта, которые обуславливают их способность удовлетворять установленные требования потребителей, законодательства, руководства организации и др.
Причины необходимости повышения уровня качества продукции
Современная парадигма развития экономической действительности привела к тому, что перед подавляющем большинством действующих организаций поставлена задача повышения качества выпускаемой продукции и процессов ее производства. По мнению специалистов, объективная необходимость повышения уровня качества продукции вызвана следующими причинами:
- за последние десятилетия качество продукции преобразовалось в один из решающих факторов повышения эффективности производства и интенсивного развития экономики в целом;
- если будет выпускаться некачественная продукция, то отдельным предприятиям и всей экономике будет нанесен большой экономический ущерб;
- сейчас имеет место изменение психологии потребителя и требований, которые он предъявляет к качеству продукции;
- в условиях обострения конкуренции за рынки сбыта качество превратилось в один из ключевых факторов конкурентоспособности продукции.
Понятие повышения качества продукции
Повышение качества продукции считается важнейшим путем увеличения эффективности производства, которая определяется отношением полученных результатов к произведенным затратам. Следовательно, существует два способа повышения эффективности производства: во-первых, через снижение издержек производства, во-вторых, через повышение общественной значимости результатов труда. Последний способ может быть реализован посредством либо увеличения количества продукции, либо повышения ее качества.
Повышение качества продукции представляет собой процесс, который заключается в обеспечении наиболее полного удовлетворения потребностей в данной продукции. Данный процесс может быть выражен как в улучшении качественных параметров уже освоенной продукции, так и в создании с последующим освоением качественно новых видов продукции.
Рост качества продукции ограничивается научно-техническими достижениями и производственным потенциалом обществам. С экономической точки зрения высокое качество продукции должно свидетельствовать о достижении максимальной экономии общественного труда, затрачиваемого для удовлетворения определенной потребности, в результате оптимизации его затрат на этапах производства и потребления продукции.
Повышение качества обеспечивает значительную экономию средств предприятий - изготовителей продукции, что может найти отражение в понижении ее цены, в повышении ее конкурентоспособности, в увеличении ее доли на рынке и в росте прибыли. Согласно многолетним статистическим данным, увеличение вложений в повышение качества продукции на стадии ее проектирования приводит к многократному приросту прибыли.
Улучшение качества продукции преимущественно создает стимулы для роста объемов потребления и, следовательно, производства. Это связано с тем, что высокое качество не только создается для удовлетворения более высокой потребности, но и изменяет характер уже имеющихся потребностей или порождает новые потребности. В результате оказывается содействие для развития общественного производства и повышения уровня жизни людей.
Стоит отметить, что низкое качество конкретного вида продукции может вызвать дефицит других видов продукции:
- дефицит легковых автомобилей может быть вызван низким качеством металла;
- дефицит автомобильного топлива может быть вызван большими удельными расходами топлива из-за некачественных двигателей;
- дефицит обуви из натуральной кожи может быть вызван низким качеством сырья из-за плохого ухода за скотом и т. д.
Значение повышения качества продукции
Поскольку товар низкого качества на развитом товарном рынке не находит потребителя, качество продукции в данных условиях выступает в роли главного показателя ее конкурентоспособности. Стабильное поддержание уровня качества выпускаемой продукции обеспечивает устойчивое положение предприятий на рынке в условиях конкуренции.
Крупные корпорации за счет постоянного выпуска высококачественной продукции получают заказы от правительства и возможность для участия в реализации общегосударственных программ и проектов. Это обеспечивает корпорациям гарантированный рынок сбыта.
Положение на рынке субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях острой конкурентной борьбы и ограниченной номенклатуры полностью обуславливается качеством выпускаемой ими продукции. Т.е. выпуск некачественной продукции может привести к полному банкротству данных участников рыночных отношений. Более того, мелкие и средние предприятия как поставщики крупных корпораций вынуждены выполнять предъявляемые к ним жесткие требования в отношении качества поставляемой продукции.
Одной из главных причин пристального внимания развитых стран к качеству продукции является обострение конкурентной борьбы за рынки сбыта между ведущими компаниями со всего мира и изменение ее условий, форм и методов. Катализатором стал «японский феномен» в области качества изделий - компании из Японии, которые реализовали новый способ организации производства и управления качеством, почти вытеснили конкурентов на мировом рынке фото-, аудио- и видеоаппаратуры, автомобилей и ряда других товаров.
Таким образом, повышение качества продукции является одним из основных направлений деятельности современных предприятий, одной из главных задач, которые стоят перед ними. Это связано с тем, что за счет повышения качества продукции сегодня можно достичь практически все основные цели хозяйственной деятельности.