Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Управление качеством отдельных деталей: фаза отбраковки

Определение 1

Фаза отбраковки - это стадия разработки философии качества, которая характеризовалась тщательной проверкой качества изделия производителями и покупателями.

Фазы эволюции философии управления качеством

В эволюции философии качества традиционно выделяют пять перекрывающихся и продолжающихся фаз. Их развитие сопровождалось традиционным противоречием внешней цели производителя (укрепления его положения на рынке за счет обеспечения качества выпускаемой продукции) и внутренней цели производителя (повышения эффективности производства, которое находит отражение в увеличении его прибыли).

Каждая фаза эволюции философии управления качеством отличалась спецификой данного противоречия, которое каждый раз находило разные пути разрешения. В связи с этим есть основания говорить о целесообразности выделения следующих пяти фаз:

  1. Фаза контроля качества (фаза отбраковки).
  2. Фаза управления процессами.
  3. Фаза менеджмента качества.
  4. Фаза планирования качества.
  5. Фаза экологического менеджмента.

Практические аспекты фазы отбраковки

Хронологически первой фазой эволюции философии управления качеством была фаза контроля качества, которая еще известна как фаза отбраковки. Данная фаза непосредственно связана с ремеслом. Она отличалась следующими характерными чертами:

  • отдельные мастера проверяли свою собственную работу;
  • мастера наблюдали за работой подмастерьев;
  • покупатели перед совершением покупки тщательно перебирали изделия;
  • цеховые организации после серьезных испытаний качества изделия присуждали звание мастера.

Развитием фазы отбраковки стало формулирование идеи стандартного качества, которая возникла в 1870-е гг. в оружейном производстве (точнее говоря, на заводах Сэмюэля Кольта). Суть данной идеи состоит в том, что изделия собирались из деталей, которые не подгонялись специально друг к другу, случайно выбирались из партии. Для этого детали должны быть взаимозаменяемыми.

«Управление качеством отдельных деталей: фаза отбраковки» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Новым элементом подобной организации производства стала проверка деталей перед сборкой с помощью калибров. Выявленные негодные детали отбраковывались. Контроль и отбраковку осуществляли специально обученные контролеры.

Заметный след в развитии фазы отбраковки оставили американские автомобилестроители — Генри Мартин Леланд (основатель компании «Кадиллак») и Генри Форд, которые по сути реализовали идею стандартного качества для организации стандартизированного выпуска автомобилей. Так, Леланд стал первым, кто в автомобильном производстве применил работу по калибрам и придумал пару «проходной» и «непроходной» калибр.

Форд же, в свою очередь, применил сборочный конвейер. Кроме того, входной контроль комплектующих изделий на сборке он заменил на выходной контроль на тех производствах, где осуществлялось изготовление этих комплектующих изделий. Результатом этого нововведения стало поступление на сборку только годных, качественных изделий. Еще необходимо упомянуть, что Форд создал отдельную, независимую от производства службу технического контроля.

Теоретические аспекты фазы отбраковки

Соратник Г. Форда, американский ученый, инженер и менеджер Фредерик У. Тейлор занимался научным обобщением и обоснованием опыта, который был накоплен на этой фазе. В частности, именно он предложил концепцию научного менеджмента, которая состояла из следующих элементов:

  • системный подход;
  • кадровый менеджмент;
  • разделение ответственности между руководством и трудовым коллективом организации в обеспечении ее качественной и эффективной работы;
  • научное нормирование труда.

Ф. У. Тейлор является разработчиком основных идей иерархической структуры управления организацией. На основе указанных теоретических положений, подкрепленных реальным практическим опытом, была создана концепция организации машинного производства, которая еще известна как производственная система Форда—Тейлора. В основных чертах данная система просуществовала до настоящего времени, в связи с чем на ее основе большинство современных предприятий реализовали собственные модели организации производства.

Замечание 1

Производственная система Форда—Тейлора функционирует таким образом, что потребитель должен получать только годные изделия, которые соответствуют стандартам. Отсюда следует, что основные усилия нужно прилагать для отсечения негодных изделий (брака) от потребителя.

Следствием последовательного внедрения данной концепции в деятельность промышленных предприятий стало увеличение уже к 1920-м гг. численности контролеров в высокотехнологичных отраслях (прежде всего, в авиационной и военной промышленности) до 30-40 % от совокупной численности производственных рабочих. Характерной чертой концепции организации машинного производства было то, что качество во многом повышалось за счет роста затрат на его обеспечение. В этом проявлялось противоречие между целями повышения эффективности производства и повышения качества изделий (т. е. эти цели не могут быть достигнуты одновременно).

Еще стоит сказать, что в рассматриваемой концепции творческая функция – планирование – отводилась исключительно инженерам. Роль же рабочих, которыми, как правило, были необразованными людьми, была явно принижена и доведена до исполнительных действий машин. А их работа без отклонений обеспечивалось за счет применения достаточно простых санкций: наложения штрафа или увольнения из организации.

Таким образом, система менеджмента качества в рамках фазы отбраковки (фазы контроля качества) представляла собой управление качеством отдельных деталей или единиц продукции, которое базировалось на применении индивидуального контроля качества. Производственная система Форда-Тейлора, которая была создана в это время, до сих пор широко применяется во всем мире (в том числе, в России).

Дата написания статьи: 09.04.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot