TQM - это система управления деятельностью организации, в основе которой лежит принцип непрерывного повышения качества всех организационных процессов.
Общая характеристика концепции TQM
Задача повышения качества многими организациями в настоящее время решается за счет применения такого общеорганизационного метода как всеобщее управление качеством (от английского - Total Quality Management, TQM). TQM рассматривается как концепция, методология, система, процесс управления. Ключевой характерной чертой данного элемента современного менеджмента является ориентация на непрерывное повышение качества всех организационных процессов.
Концепция TQM охватывает весь спектр деятельности организации и включает в свою систему следующие ключевые элементы:
- политика качества;
- улучшение качества;
- планирование качества;
- обеспечение качества.
Главная идея TQM состоит в необходимости постоянного параллельного усовершенствования трех составляющих качества организации работы в компании. Речь идет, во-первых, про качество выпускаемой продукции, во-вторых, про качество организации процессов, в-третьих, про уровень квалификации персонала.
В связи с этим принцип воздействия концепции TQM на организацию можно сравнить с удержанием мяча на наклонной плоскости: для того чтобы мяч не скатывался, его нужно либо подпирать снизу (обеспечение качества), либо тянуть сверху (повышение качества).
Общая характеристика международных стандартов ИСО-серии 9000
Идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM) в свое время были использованы как основание для разработки ИСО-серии международных стандартов, посвященных вопросам менеджмента качества (серия ИСО 9000). Данные стандарты выступают в роли методического пособия для организаций по применению системы качества. В них содержится минимальный уровень требований, которые ориентированы на удовлетворение запросов потребителей.
На основе международных стандартов ИСО-серии 9000 организации создают системы качества, которые позволяют обеспечить требуемый заказчиками уровень качества продукции. Кроме того, организации, которые подтвердили, что их системы качества соответствуют требованиям стандартов ИСО-серии 9000, получают дополнительные конкурентные преимущества в нынешних рыночных условиях.
Концептуальная основа международных стандартов ИСО-серии 9000 заключается в том, что организация создает, обеспечивает и улучшает качество продукции при помощи сети процессов. Следовательно, именно эти процессы должны подвергаться анализу и постоянному улучшению. Подобный подход предполагает комплексное решение технических, экономических, социальных и экологических задач.
По замыслу Международной организации по стандартизации, которая разрабатывает и принимает рассматриваемые стандарты, система сертификации должна создаваться на национальном уровне. При этом национальная инфраструктура сертификации должна создаваться за счет усилий национальных агентств по стандартизации, а также объединений предпринимателей.
Отличия концепции TQM и международных стандартов ИСО-серии 9000
Как показывает практика, несмотря на то, что концепция TQM была использована для разработки методологии по улучшению качества в виде международных стандартов серии ИСО, ее следует воспринимать в более широком понимании - как философию бизнеса.
Ключевые отличия международных стандартов ИСО-серии 9000 и теории всеобщего менеджмента качества (TQM) заключаются в следующих положениях:
- Концепция TQM требует от организации фокусированного внимания на определенного потребителя, в то время как в стандартах ИСО-серии 9000 подобное требование отсутствует.
- Положения международных стандартов ИСО-серии 9000, как правило, не интегрированы в корпоративную стратегию организации, в то время как следование принципам TQM находит отражение в разработке и принятии интегрированной стратегии.
- Международные стандарты ИСО-серии 900 требуют от организации фокусированного внимания на технические системы и процедуры, а концепция TQM, в отличие от них - на философию, концепции, инструменты и методологию.
- Концепция TQM подчеркивает необходимость вовлечения всех сотрудников организации в процесс повышения качества, в то время как в рамках международных стандартов ИСО-серии 9000 вовлеченность всех сотрудников организации в данное направление деятельности не обязательна.
- Концепция TQM требует от организации фокусированного внимания на обеспечении непрерывного и неоканчивающегося улучшения качества, чего среди требований международных стандартов ИСО-серии 9000 нет.
- С точки зрения концепции TQM каждый сотрудник организации несет ответственность за качество, в то время как международные стандарты ИСО-серии 9000 предполагают возложение ответственности за качество на соответствующие подразделения организации, например, на отдел качества (при этом требуется определение и документальное оформление ответственности за качество).
- Положения концепции TQM, как правило, охватывают все подразделения, функции и уровни организации, в то время как международные стандарты ИСО-серии 9000 в основном фокусируют внимание на структурные подразделения организации.
- Концепция TQM подразумевает изменение процесса и культуры, а международные стандарты ИСО-серии 9000 по большей части имеют статичный характер.
Таким образом, несмотря на общую методологическую основу, концепция TQM и международные стандарты ИСО-серии 9000 имеют достаточно много аспектов, по которым они отличаются друг от друга. Это обстоятельство необходимо учитывать руководителям организации, которым приходится решать задачи повышения качества (продукции, процессов производства, управления, труда и др.).