Стандарт ГОСТ Р ИСО 10014-2005 - это документ, в котором представлено руководство по управлению экономикой качества, включая его концепции и методологию.
Общее представление о стандарте ГОСТ Р ИСО 10014-2005
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 июля 2005 г. N4 190-ст был утвержден и введен в действие стандарт ГОСТ Р ИСО 10014-2005 «Руководство по управлению экономикой качества». Этот стандарт был идентичен международному стандарту ИСО/ТО 10014:1998.
В стандарте ГОСТ Р ИСО 10014-2005 изложены концепции и методология управления экономикой качества, применение которых даст предприятиям возможность для повышения удовлетворенности потребителей и сокращения затрат. Данный стандарт также призван оказать предприятиям содействие в определении методов квалификации затрат и анализа удовлетворенности потребителей, которые в наибольшей степени отвечают их потребностям.
Стандарт ГОСТ Р ИСО 10014-2005 утверждает о наличии как краткосрочного, так и долгосрочного влияния управления качеством на экономическую эффективность работы предприятия. Его руководству не стоит нацеливаться исключительно на сокращение затрат за короткий срок. Некоторые краткосрочные улучшения в долгосрочной перспективе могут привести к отрицательным последствиям, например, к формированию негативного мнения о продукции предприятия или к утрате доверия пользователей.
Содержание стандарта ГОСТ Р ИСО 10014-2005 представлено следующими разделами:
- Область применения.
- Нормативные ссылки.
- Термины и определения.
- Главная цель организации.
- Управление экономикой качества.
- Идентификация/анализ процессов.
- Анализ внутри предприятия.
- Потребители.
- Управление улучшениями.
Описание разделов стандарта ГОСТ Р ИСО 10014-2005
В первом разделе «Область применения» указано, что стандарт содержит руководящие указания по управлению экономикой качества для получения экономической прибыли. Дается рекомендация для его применения всеми предприятиями на всех уровнях управления. Использование стандарта не допускается в договорных ситуациях, а также в качестве объекта аудитов третьей стороны.
Во втором разделе «Нормативные ссылки» сказано, что в стандарте использована только одна ссылка на стандарт ИСО 9001—2000 «Системы менеджмента качества. Требования».
В третьем разделе «Термины и определения» приведены два термина, для каждого из которых дано собственное определение. Этими терминами являются «стоимость соответствия» и «стоимость несоответствия».
В четвертом разделе «Главная цель организации» дается совет руководителям предприятия по определению и документированию своей главной цели, политики и задачи в области качества. Это должно стать основой для планирования деятельности, направленной на увеличение добавленной стоимости и сокращение затрат.
В пятом разделе «Управление экономикой качества» представлена методология управления экономикой качества, использование которой содействует повышению эффективности работы предприятия и достижению им своей основной цели.
В соответствии с данной методологией в начале руководству предприятия нужно идентифицировать и проанализировать процессы. Далее деятельность по управлению экономикой качества распадается на два направления. В рамках первого направления идентифицируют факторы, которые оказывают влияние на удовлетворенность потребителей, отслеживать удовлетворенность потребителей и составляют отчет по ней. В рамках второго направления идентифицируют операции и процессы, осуществляют текущий контроль затрат, составляют отчет о затратах на процессы.
После всего этого следует провести анализ со стороны руководства. По его итогам идентифицируют возможности для улучшения. Если они не определены, то руководству нужно снова заняться анализом. Если же определены, то необходимо провести анализ затрат/прибыли, после чего устанавливают степень оправданности возможного улучшения. В случае оправданного улучшения занимаются его планированием и внедрением, в обратном случае - снова анализом со стороны руководства.
В шестом разделе «Идентификация/анализ процессов» сказано, что руководство предприятия должно распространять требования стандарта на предприятие в целом и на выбранные процессы. Идентификация и анализ процессов должно осуществляться предприятием в рамках его обеспечения направленности процессов на удовлетворение требований потребителей. Более того, в данном случае нужно учитывать воздействия процессов на затраты, а также устанавливать обязанности и ответственность лиц, которые управляют этими процессами.
В седьмом разделе «Анализ внутри предприятия» указано, что идентификация операций процессов проводится для определения затрат и заключается в разработке блок-схемы операций процессов с указанием их входов и выходов. Далее проводится текущий контроль затрат, связанных с каждой операцией выбранных процессов. Отчет о затратах на процессы составляется на основе потребностей предприятия, т. е. с разным уровнем подробности, с помощью диаграмм, схем или без них и т. д.
В восьмом разделе «Потребители» перечисляют факторы, которые вызывают неудовлетворенность, удовлетворенность и восхищение потребителя. Данная информация нужна для их идентификации и для последующего отслеживания удовлетворенности потребителей. Результаты работы, проделанной по данному направлению, должны быть отражены в соответствующем отчете.
В девятом разделе «Управление улучшениями» раскрывают главные аспекты анализа со стороны руководства, перечисляют области наличия возможностей для улучшения, представляют древовидную схему улучшения экономики качества и матрицу улучшений, указывают на необходимость планирования и внедрения улучшений.