Служба ОТК - это самостоятельное структурное подразделение предприятия, которое проверяет соответствие его продукции или процесса установленным стандартам или техническим требованиям.
Статус службы ОТК на предприятии
Одним из составных элементов системы управления качеством на стадиях производства и реализации продукции является организация и проведение технического контроля ее качества. Данную часть производственного процесса выполняет самостоятельное структурное подразделение предприятия - отдел технического контроля (сокращенно - служба ОТК).
Предназначение службы ОТК производственного предприятия состоит в предотвращении выпуска продукции, которая не соответствует установленным требованиям актуальных стандартов и технических условий. Кроме того, служба ОТК проверяет продукцию предприятия на соответствие утвержденным образцам (эталонам), нормам проектно-конструкторской и технологической документации, условиям поставки и договоров.
Помимо прочего, в обязанности службы ОТК входит решение вопросов, связанных с укреплением производственной дисциплины на предприятии и повышением ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции.
В большинстве случаев служба ОТК подчиняется непосредственно директору предприятия, что обеспечивает независимость контроля. Директор предприятия также утверждает структуру и штаты службы ОТК. В данном случае он руководствуется типовыми структурами аппарата управления, нормативами численности руководителей, специалистов и служащих, а также объемами работы и спецификой производственной деятельности.
Структурно служба ОТК представлена такими подразделениями как группы, лаборатории технического контроля внешней приемки, бюро, техническое бюро ОТК, бюро технического контроля в цехах, центральная измерительная лаборатория.
Описание основных функций службы ОТК
Предназначение службы ОТК реализуется посредством выполнения ей ряда функций. В первую очередь, она контролирует качество и комплектность деталей, узлов и готовых изделий, которые производит предприятие. На регулярной основе проверяется соответствие изготавливаемой продукции:
- стандартам;
- техническим условиям;
- нормалям;
- эталонам;
- чертежам.
Служба ОТК ведет работу с принятой и забракованной продукцией. Она заключается в их клеймении и в оформлении на них соответствующей документации. Окончательно забракованные изделия изымаются из производства в специально организованные изоляторы брака, после чего они подлежат сдаче в отходы.
В сфере брака и дефектов продукции служба ОТК выполняет следующие функции:
- анализирует и ведет технический учет брака и дефектов продукции предприятия, которые были указаны в рекламациях и протоколах испытаний;
- участвует в разработке и контроле за осуществлением мероприятий, которые направлены на предупреждение возникновения брака и устранение дефектов;
- идентифицирует лиц, которые виновны в изготовлении недоброкачественных изделий.
Зачастую именно служба ОТК организует получение от потребителей продукции предприятия информации по ее качеству и надежности, после чего она соответствующим образом систематизируется. Еще техническими условиями или заключенным договором может быть предусмотрено предъявление службы ОТК принятой продукции представителям заказчика.
Основной вид деятельности службы ОТК - контрольная. В связи с этим данное структурное подразделение осуществляет контроль за следующими объектами:
- качество ресурсов, которое предприятие получает с заводов-поставщиков (если поступающие ресурсы признаются недоброкачественными, то служба отк составляет акт для предъявления претензий поставщикам);
- комплектование, упаковка и консервация произведенной продукции;
- наличие на произведенной продукции товарного знака / марки предприятия;
- своевременная подготовка и проведение мероприятий по введению на предприятии новых стандартов, технических условий и нормалей;
- состояние контрольно-измерительных средств на предприятии;
- своевременное представление контрольно-измерительных средств для государственной поверки;
- состояние инструмента и производственной оснастки, которое находится в эксплуатации на предприятии;
- соблюдение условий хранения ресурсов и произведенной продукции на складах и в цехах предприятия и др.
Служба ОТК учитывает показатели качества производимой продукции по всем структурным подразделениям производства. Данная функция особенно важна, если на предприятии действует система бездефектного изготовления продукции.
Благодаря службе ОТК многие предприятия начинают применять прогрессивные методы контроля и оценки качества продукции. Рассматриваемое структурное подразделение еще разрабатывает графики периодических типовых испытаний серийных изделий в соответствии с требованиями международных и национальных стандартов, технических условий и др.
Служба ОТК во взаимодействии с другими структурными подразделениями предприятия принимает активное участие в испытаниях новых и усовершенствованных образцов продукции, в разработке технической документации на нее, в работах по подготовке продукции к аттестации, в подготовке договоров на поставку предприятию необходимых ресурсов и др.
Кроме того, служба ОТК зачастую рекомендует принятие конкретных решений по повышению требований к качеству приобретаемых ресурсов и производимой продукции, а также по совершенствованию нормативно-технической документации. Таким образом, служба ОТК ведет борьбу с производством на предприятии недоброкачественной продукции и стимулирует выпуск продукции высокого качества, что говорит о значимости данного подразделения для функционирования всего предприятия.