Самооценка - это всесторонний и систематический анализ деятельности организации, который обычно проводится ее руководством.
Общее представление о процессе самооценки организации
Существует несколько способов оценивания системы менеджмента качества организации. Так, в соответствии с международным стандартом ИСО 9000-2008, в котором изложены основные положения системы менеджмента качества, одним из таких способов является самооценка.
Самооценкой называют всесторонний и систематический анализ деятельности организации. Причем данный анализ носит сравнительный характер, поскольку его результаты сравниваются с системой менеджмента качества или моделью совершенства.
Самооценка организации оказывает положительное влияние на ее развитие. Это, в частности, проявляется, во-первых, в получении общего представления о деятельности организации и уровне развития ее системы менеджмента качества, во-вторых, в определении приоритетов и областей, которые нуждаются в совершенствовании.
Более подробное описание самооценки организации приведено в международном стандарте ИСО 9004-2001, который содержит рекомендации по улучшению деятельности в рамках функционирующей системы менеджмента качества. Согласно данному документу, самооценка представляет собой всестороннее оценивание, которое обычно проводит руководство организации.
В результате самооценки организации у ее руководства формируется мнение или суждение о результативности и эффективности организации, а также об уровне зрелости ее системы менеджмента качества. Посредством самооценки руководители организации могут получить основанные на фактах рекомендации относительно использования ресурсов для улучшения ее деятельности.
К сегодняшнему дню разработано большое количество моделей самооценки организаций по критериям системы менеджмента качества. Наибольшее распространение получили национальные и региональные премии по качеству, которые считаются моделями совершенства организаций.
Специфика метода самооценки заключается в том, что он может быть использован как ко всей организации, так и к ее отдельной части (структурному подразделению), а также как ко всей системе менеджмента качества, так и к отдельному процессу. Обычно самооценка быстро проводится внутренними средствами организации, группой или одним ее работником при поддержке высшего руководства.
Самооценка формирует входные данные для более всестороннего процесса анализа системы менеджмента качества организации, которая, тем самым, развивается в направлении уровня мирового класса. Более того, благодаря самооценке расставляются приоритеты возможностей для улучшения организации.
Сущность процесса самооценки организации
Процесс самооценки заключается в разработке организацией комплекса вопросов по пунктам международного стандарта ИСО 9004-2001 с учетом собственным потребностей. Несмотря на возможные различия в масштабах, сферах, регионах деятельности организаций, имеют место типичные вопросы для самооценки.
Так, в рамках менеджмента систем и процессов необходимо раскрыть способ применения руководством процессного подхода для достижения результативного и эффективного управления процессами и улучшения деятельности. Необходимо еще описать использование документов и записей для достижения данного результата.
Во время самооценки важно охарактеризовать подтверждение высшим руководством организации своего лидерства, обязательств и вовлечения. При этом нужно объяснить, как политика в области качества обеспечивает понимание потребностей заинтересованных сторон и приводит к улучшениям с учетом прогноза на будущее.
Объектом самооценки планирования в организации являются ее цели, в отношении которых необходимо узнать их преобразование политики в области качества в измеряемые показатели и их доведение до каждого уровня руководства. Важным вопросом является планирование и обеспечение руководством организации своевременного наличия ресурсов, которые необходимы для достижения поставленных целей.
Более того, высшее руководство обеспечивает следующие аспекты деятельности организации:
- установление ответственности и доведение ее до сведения сотрудников;
- наличие действующей входной информации для анализа со стороны руководства;
- адекватность уровня компетентности сотрудников потребностям (как текущим, так и будущим);
- соответствие инфраструктуры задаче достижения целей организации;
- доступность соответствующей информации для принятия решения, основанного на фактах
- осведомленность сотрудников о связи между качеством продукции и затратами;
- соответствие закупленной продукции;
- сбор данных от заинтересованных сторон для анализа и возможных улучшений и др.
По итогам реализации процесса самооценки (т.е. после получения ответов на поставленные вопросы) руководство должно сделать выводы о достигнутом уровне развития деятельности организации:
- первый уровень развития - отсутствие систематического подхода к проблемам;
- второй уровень развития - систематическое решение возникающих проблем;
- третий уровень развития - систематические улучшения деятельности на ранней стадии;
- четвертый уровень развития - постоянное применение процесса улучшения;
- пятый уровень развития - значительная интеграция процесса улучшения и лучшие ее результаты в сравнении с аналогичными организациями.
Таким образом, важное место в деятельности организации по улучшению своей деятельности и совершенствованию системы менеджмента качества занимает самооценка. Ее регулярное проведение на началах объективности и беспристрастности позволит правильно оценить текущий уровень зрелости организации и своевременно принять необходимые меры по улучшению.