Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Понятие процесса самооценки в соответствии с ИСО 9000-2008 и ИСО 9004-2001

Определение 1

Самооценка - это всесторонний и систематический анализ деятельности организации, который обычно проводится ее руководством.

Общее представление о процессе самооценки организации

Существует несколько способов оценивания системы менеджмента качества организации. Так, в соответствии с международным стандартом ИСО 9000-2008, в котором изложены основные положения системы менеджмента качества, одним из таких способов является самооценка.

Самооценкой называют всесторонний и систематический анализ деятельности организации. Причем данный анализ носит сравнительный характер, поскольку его результаты сравниваются с системой менеджмента качества или моделью совершенства.

Самооценка организации оказывает положительное влияние на ее развитие. Это, в частности, проявляется, во-первых, в получении общего представления о деятельности организации и уровне развития ее системы менеджмента качества, во-вторых, в определении приоритетов и областей, которые нуждаются в совершенствовании.

Более подробное описание самооценки организации приведено в международном стандарте ИСО 9004-2001, который содержит рекомендации по улучшению деятельности в рамках функционирующей системы менеджмента качества. Согласно данному документу, самооценка представляет собой всестороннее оценивание, которое обычно проводит руководство организации.

В результате самооценки организации у ее руководства формируется мнение или суждение о результативности и эффективности организации, а также об уровне зрелости ее системы менеджмента качества. Посредством самооценки руководители организации могут получить основанные на фактах рекомендации относительно использования ресурсов для улучшения ее деятельности.

К сегодняшнему дню разработано большое количество моделей самооценки организаций по критериям системы менеджмента качества. Наибольшее распространение получили национальные и региональные премии по качеству, которые считаются моделями совершенства организаций.

Специфика метода самооценки заключается в том, что он может быть использован как ко всей организации, так и к ее отдельной части (структурному подразделению), а также как ко всей системе менеджмента качества, так и к отдельному процессу. Обычно самооценка быстро проводится внутренними средствами организации, группой или одним ее работником при поддержке высшего руководства.

«Понятие процесса самооценки в соответствии с ИСО 9000-2008 и ИСО 9004-2001» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Самооценка формирует входные данные для более всестороннего процесса анализа системы менеджмента качества организации, которая, тем самым, развивается в направлении уровня мирового класса. Более того, благодаря самооценке расставляются приоритеты возможностей для улучшения организации.

Сущность процесса самооценки организации

Процесс самооценки заключается в разработке организацией комплекса вопросов по пунктам международного стандарта ИСО 9004-2001 с учетом собственным потребностей. Несмотря на возможные различия в масштабах, сферах, регионах деятельности организаций, имеют место типичные вопросы для самооценки.

Так, в рамках менеджмента систем и процессов необходимо раскрыть способ применения руководством процессного подхода для достижения результативного и эффективного управления процессами и улучшения деятельности. Необходимо еще описать использование документов и записей для достижения данного результата.

Во время самооценки важно охарактеризовать подтверждение высшим руководством организации своего лидерства, обязательств и вовлечения. При этом нужно объяснить, как политика в области качества обеспечивает понимание потребностей заинтересованных сторон и приводит к улучшениям с учетом прогноза на будущее.

Объектом самооценки планирования в организации являются ее цели, в отношении которых необходимо узнать их преобразование политики в области качества в измеряемые показатели и их доведение до каждого уровня руководства. Важным вопросом является планирование и обеспечение руководством организации своевременного наличия ресурсов, которые необходимы для достижения поставленных целей.

Более того, высшее руководство обеспечивает следующие аспекты деятельности организации:

  • установление ответственности и доведение ее до сведения сотрудников;
  • наличие действующей входной информации для анализа со стороны руководства;
  • адекватность уровня компетентности сотрудников потребностям (как текущим, так и будущим);
  • соответствие инфраструктуры задаче достижения целей организации;
  • доступность соответствующей информации для принятия решения, основанного на фактах
  • осведомленность сотрудников о связи между качеством продукции и затратами;
  • соответствие закупленной продукции;
  • сбор данных от заинтересованных сторон для анализа и возможных улучшений и др.

По итогам реализации процесса самооценки (т.е. после получения ответов на поставленные вопросы) руководство должно сделать выводы о достигнутом уровне развития деятельности организации:

  • первый уровень развития - отсутствие систематического подхода к проблемам;
  • второй уровень развития - систематическое решение возникающих проблем;
  • третий уровень развития - систематические улучшения деятельности на ранней стадии;
  • четвертый уровень развития - постоянное применение процесса улучшения;
  • пятый уровень развития - значительная интеграция процесса улучшения и лучшие ее результаты в сравнении с аналогичными организациями.

Таким образом, важное место в деятельности организации по улучшению своей деятельности и совершенствованию системы менеджмента качества занимает самооценка. Ее регулярное проведение на началах объективности и беспристрастности позволит правильно оценить текущий уровень зрелости организации и своевременно принять необходимые меры по улучшению.

Дата написания статьи: 19.02.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot