Товар ненадлежащего качества - это предназначенная для продажи вещь, которая имеет существенный недостаток, не позволяющий полностью реализовать ее предназначение.
Продавец обязан продавать покупателям только товары надлежащего качества. В ином случае в отношении продавца могут быть применены меры следующих видов юридической ответственности:
- Гражданско-правовая ответственность.
- Административная ответственность.
- Уголовная ответственность.
Гражданско-правовая ответственность продавца
Гражданско-правовая ответственность продавца за продажу товара ненадлежащего качества заключается, прежде всего, в совершении выплат потребителю. Данный вид ответственности применяется вместе с основной обязанностью продавца, которая в большинстве случаев состоит в возврате покупателю денежных средств, заплаченных им за приобретение бракованной продукции.
Продавец (а также исполнители, подрядчики, сайты-агрегаторы) должен совершить выплаты в пользу потребителя по его заявлению. Если он этого не сделает, покупатель имеет право на обращение в суд, который способен обязать продавца перечислить определенную сумму денежных средств.
В рамках гражданско-правовой ответственности продавца предусмотрены следующие разновидности выплат:
- возмещение убытков;
- компенсация морального вреда;
- пени;
- штраф в пользу потребителя.
Убытками называются любые траты, которые возникли у клиента. В качестве причин этих трат могут выступать покупка товара ненадлежащего качества; повреждение имущества, вред здоровью человека или его смерть, вызванные дефектом в приобретенном товаре ненадлежащего качества; неполное или неверное описание товара; ошибка в цене товара; ущемление прав клиента договором по сравнению с действующим законом; отсутствие возможности заплатить банковской карты, если продавец по закону обязан предоставить ее клиенту.
Если продавец нарушил какие-нибудь положения, установленные законом, договором и пр., то клиенту в связи с этим может быть причинен моральный вред. Как правило, вопрос о его компенсации (если клиент заявляет о нем) решается в судебном порядке.
Продавец (исполнитель, изготовитель) должен заплатить клиенту пени, если им нарушены сроки. Нарушение срока возврата денег за товар ненадлежащего качества, как и нарушение срока гарантийного ремонта товара, приводит к начислению пени в размере 1% цены товара в день. 0,5% размера предоплаты в день уплачивает продавец в случае нарушения срока передачи оплаченного товара. Если нарушен срок доработки товара, то предусмотрено пени, равное 3% стоимости работ в день.
Нередко продавцы могут ответить отказом на обращения клиентов с денежными требованиями. Тогда клиенты обращаются в суд, и он встал на сторону клиентов, то продавцы должны заплатить штраф в размере половины присужденного.
Административная ответственность продавца
Независимо от гражданско-правовой ответственности к продавцу товара ненадлежащего качества могут быть приняты меры административной ответственности. Их суть состоит в уплате продавцом штрафа в пользу государства как наказание за обман клиента, ущемление его прав по договору, ненадлежащее качество товаров.
В большинстве случаев штрафы на продавцов накладывает Роспотребнадзор. Это - государственный орган надзора, который призван обеспечивать защиту прав потребителей и здоровое питание.
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, продавцам могут быть назначены следующие штрафы:
- несоответствие товара образцам по качеству, нормам государственных стандартов и технических регламентов - от 10 до 20 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей, от 20 до 30 тысяч рублей для организаций (при повторном нарушении назначаются штрафы в полуторном размере, а товар конфискуется);
- обвешивание и обсчёт клиента - от 3 до 5 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей, от 20 до 50 тысяч рублей для организаций;
- обман клиента о состоянии и свойствах товара в целях его продажи - от 3 до 5 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей, от 100 до 500 тысяч рублей для организаций;
- отсутствие информации о товаре, изготовителе, продавце, режиме работы — от 5 до 10 тысяч рублей для организаций;
- непредоставление клиенту положенной льготы — от 5 до 10 тысяч рублей для организаций;
- включение в договор с клиентом условий, которые ухудшают его положение по сравнению с законом - от 10 до 20 тысяч рублей для организаций;
- отсутствие терминала эквайринга - от 30 до 50 тысяч рублей для организаций;
- нарушение правил продажи отдельных видов товаров — от 300 до 1 500 рублей для индивидуальных предпринимателей, от 10 до 30 тысяч рублей для организаций.
Уголовная ответственность продавца
Если проданный продавцом товар ненадлежащего качества стал причиной смерти человека или причинения его здоровью вреда, то в отношении продавца применяются меры уголовной ответственности. Кроме уплаты штрафа в пользу государства, они еще могут предусматривать ограничение и лишение свободы путем пребывания в течение определенного периода времени в тюрьме.
Уголовное дело всегда возбуждают следователи по статье 238 Уголовного кодекса РФ в отношении конкретного человека. Это может быть, например, индивидуальный предприниматель или директор предприятия. После того, как следователи докажут вину обвиняемого в преступлении, они передадут материалы в суд, который и должен вынести окончательный приговор.
Согласно действующему уголовному законодательству, торговля, оказание услуг и выполнение работ с несоблюдением требований безопасности или подделка документов качества карается штрафом в размере до 300 тысяч рублей либо ограничением / лишением свободы на срок до двух лет. Если указанные деяния повлекли по неосторожности смерть двух или более лиц, то срок лишения свободы может быть увеличен до десяти лет.