Эксплуатация продукции - это стадия жизненного цикла продукции, которая заключается в использовании ее свойств для удовлетворения потребностей потребителей / пользователей.
Необходимость оценки качества продукции в эксплуатации
Для того чтобы организовать эффективный процесс реализации продукции на рынке, обеспечивать соответствие ее потребительских свойств текущим запросам потребителей и, тем самым, поддерживать на надлежащем уровне конкурентоспособность, любому предприятию нужно периодически оценивать качество выпушенной продукции в эксплуатации.
В обобщенном виде оценка уровня качества продукции в эксплуатации проводится предприятиями ради достижения следующих целей:
- достичь оптимальных значений режимов применения, технического обслуживания, транспортирования, хранения и ремонта продукции;
- определиться с необходимостью замены, переналадки и регулировки систем, узлов, агрегатов и других составных частей продукции;
- сформулировать рекомендации и предложения по совершенствованию продукции или принятия решения о ее снятии с эксплуатации и производства.
Перечисленные цели достигаются в результате решения ряда задач, которые преимущественно связаны с выполнением проверки. Так, проверяют правильность эксплуатации продукции, а также соответствия показателей качества продукции требованиям, которые установлены в нормативно-технической документации, как при хранении, транспортировании и использовании, так и после ее ремонта и технического обслуживания.
Показатели и методы оценки качества продукции в эксплуатации
Оценка уровня качества продукции в эксплуатации осуществляется посредством определения значений конкретных показателей. Чаще всего, для характеристики уровня качества продукции в эксплуатации используют следующие показатели:
- коэффициент дефектности - это количество возникающих во время эксплуатации дефектов продукции, которое приходится на единицу продукции;
- затраты, которые предприятию приходится осуществлять для устранения и переделки брака, обнаруженного во время технического контроля;
- расходы, которые предприятию приходится нести для удовлетворения претензий потребителя, обусловленных обнаружением дефектов или недостатков в процессе эксплуатации или потребления товаров.
Отсюда можно сделать вывод, что уровень качества продукции в эксплуатации преимущественно оценивается при помощи статистических методов (точнее говоря - методов теории вероятности и математической статистики). Они предполагают перевод данных в количественную форму, получение количественного результата и его дальнейшую качественную интерпретацию.
Кроме них, показатели качества продукции в эксплуатации часто определяют в результате применения социологического метода. В его основе лежит сбор мнений потребителей (посредством устного опроса, анкетирования, организации выставок-продаж, конференций, аукционов) и их последующий анализ (здесь как раз зачастую используют методы математической статистики).
Мнение потребителей еще может быть выяснено через получение от них отзывов, рекламаций, жалоб. Для использования данного источника информации предприятию нужно наладить обратную связь с потребителями (например, подготовить книгу жалоб и предложений и обеспечить потребителям доступ к ней как в бумажной, так и в электронной форме).
Для получения более обоснованных и объективных отзывов об эксплуатации продукции предприятия обращаются за помощью экспертов. Они обладают глубокими знаниями предмета обсуждения, большим опытом деятельности, развитыми способностями, что в совокупности приводит к формулированию экспертного мнения.
Оценка сложных свойств продукции, а также обобщенная оценка ее качества может быть получена в результате применения комплексного метода. Он предполагает совместное использование нескольких различных метод оценки, определение комплексного показателя, который призван обобщить значения нескольких единичных показателей.
Метод опытной эксплуатации продукции
Оценка качества продукции в эксплуатации стала основой для разработки и применения метода опытной эксплуатации. Он представляет собой разновидность регистрационного метода, с помощью которого предприятия определяют показатели надежности, экологичности, безопасности выпускаемой ими продукции.
Применение метода опытной эксплуатации продукции заключается в изучении взаимодействия человека с изделием в конкретных условиях его эксплуатации или потребления. В частности, данный метод используют для оценки сенсибилизирующего воздействия косметических средств на организм (кожу) человека, для оценки показателей долговечности одежды, эксплуатируемой людьми в обычных условиях до полного износа, для оценки долговечности работы электрооборудования и др.
Метод опытной эксплуатации продукции получил широкое распространение среди различных предприятий. Это связано с тем, что он позволяет получить точные и достоверные значения показателей качества. В то же время нельзя игнорировать продолжительный характер применения данного метода, который требует больших затрат. А моделирование условий эксплуатации продукции зачастую оказывается для специалистов производственных предприятий достаточной сложной задачей.
Таким образом, оценка уровня качества продукции проводится предприятиями еще и на стадии ее эксплуатации. Благодаря этому появляется возможность для понимания того, как изготовленная продукция отвечает потребностям потребителей, какие изменения нужно вести в нее для повешения их удовлетворенности, а также для минимизации случаев отказов продукции, возникновения у нее различных дефектов и брака (т. е. увеличения срока полезного использования).