Проектирование - это стадия жизненного цикла продукции, которая заключается в переводе предъявляемой к ней требований в характеристики, установленные в нормативно-технической документации на продукцию.
Обеспечение качества проектирования продукции
Перед полным запуском производства продукции сотрудники предприятия занимаются ее проектированием. Оно заключается в том, что требования руководства, рынка, потребителей, государственных органов и других заинтересованных сторон приобретают форму конкретных характеристик, воплощенных в конструкторской документации, на которой и будет основываться процесс производства.
Обеспечение качества процесса проектирования и разработки продукции может быть достигнуто в результате установления и стандартизации основных этапов данного процесса. Кроме того, необходимо назначить должностных лиц, которые будут отвечать на предприятии за надлежащее выполнение предусмотренных этапов.
На реализацию процессов проектирования и разработки продукции нужно выделить соответствующие ресурсы. Еще требуется организация эффективного взаимодействия участников работы. Сам проект подлежит оцениванию на всех этапах его создания.
Способы проверки качества в процессе проектирования продукции
В процессе проектирования, как и на любой другой стадии жизненного цикла, нужно принимать меры для обеспечения надлежащего качества продукции. Это означает, что результаты, достигнутые в процессе проектирования, должны отвечать установленным требованиям. Изготовитель может убедиться в этом, осуществив три контрольных действия:
- Анализ проекта.
- Проверка (верификация).
- Оценка (валидация).
Анализ проводится с той целью, чтобы проверить, как выполняется план разработки продукции и как в этот процесс вовлекают основные заинтересованные стороны. Анализ представляет собой общий обзор процесса проектирования и разработки продукции. Для этого в качестве объекта анализа привлекают, во-первых, отчеты о выполнении работ, во-вторых, информацию о возможностях оборудования и персонала предприятия, в-третьих, сведения о наличии ресурсов.
Для того чтобы подтвердить соответствие выходных данных разработки входным данным, используется проверка (верификация), которая проводится в рамках приемочных испытаний. В качестве примера можно рассмотреть проверки, которые организуют предприятия пищевой промышленности. Так, в их состав входят следующие действия:
- лабораторные испытания (они заключаются в проведении химических, микробиологических и физических анализов);
- органолептические испытания (они заключаются в проверке вкусовых характеристик пищевой продукции);
- испытания упаковки пищевой продукции;
- испытания, которые инициируют контролирующие органы.
Продукция, которая потенциально может представлять опасность для жизни и здоровья потребителей (например, пищевые продукты, косметические товары), в процессе проектирования подлежит проверке на безопасность в рамках системы государственной регистрации. Она предполагает проведение экспертизы качества и безопасности продукции, после успешного завершения которой сведения о продукции и ее производителе вносится в государственный реестр разрешенной продукции, а самим изготовителям выдается свидетельство о государственной регистрации.
Оценка (валидация) направлена на проверку способностей разработанной продукции соответствовать ожиданиям потребителей. Оценочные мероприятия составляют финальный этап процесса проектирования и разработки продукции, который предназначен для предотвращения серьезных финансовых потерь, обусловленных поставкой не отвечающей установленным требованиям продукции.
Оценка может осуществляться путем проведения маркетинговых или эксплуатационных испытаний. Маркетинговые испытания в большинстве случаев представлены приглашением специальных групп потребителей для дегустации продукции или их анкетированием. В реальных условиях эксплуатации могут испытать, например, автомобили (опытный пробег), обувь (опытная носка).
Приемка спроектированной продукции
Реализованным процессам проектирования и разработки продукции оценку может дать приемочная комиссия, которая принимает окончательное решение о постановке новой продукции на производство. Обычно приемочная комиссия состоит из представителей заказчика (основного потребителя), разработчика, изготовителя.
Для того чтобы оценить конечную продукцию, которая предназначена для внешнего рынка, в состав приемочной комиссии включают представителя организации, ответственной за экспорт. В случае необходимости к работе комиссии могут быть привлечены эксперты сторонних организаций, а также надзорные органы государства в области безопасности, охраны здоровья и природы.
Приемочной комиссии предоставляют материалы и образцы продукции, после изучения которых она составляет акт. В нем указывается следующая информация:
- соответствие разработанной продукции заданным требованиям и рекомендации по ее производству (сдаче потребителю);
- результаты оценки технического уровня продукции;
- замечания и предложения по доработке продукции.
Акт приемочной комиссии утверждает ее председатель. Утверждение акта означает окончание процесса проектирования и разработки продукции.
Таким образом, работы по управлению качеством предприятия (т.е. его достижение, повышение, обеспечение, поддержание), помимо прочего, является составной частью процесса проектирования и разработки продукции. Благодаря этому предприятия-изготовители заранее предотвращают получение убытков из-за производства и реализации бракованной продукции, необходимости принятия мер для устранения дефектов и т. п.