Модель менеджмента качества - это абстрактное представление менеджмента качества с присущими ему особенностями, которое позволяет рассмотреть определенные аспекты управления качеством.
Вводные данные
Для того чтобы успешно управлять процессами как системой, а также совершенствовать их, необходимо документально описать их. Речь идет про создание моделей, которые отражают последовательные этапы и стадии выполнения процесса, их взаимосвязь и взаимодействие.
В настоящее время известно большое число моделей менеджмента качества. Они описаны в международных и национальных стандартах, в методических рекомендациях, в научной литературе.
Модель менеджмента качества представляет собой определенная совокупность принципов, методов, требований, критериев, процессов и способов, которая направлена на достижение требуемых результатов по качеству. Руководству предприятия важно выбрать определенную модель с точки зрения построения системы менеджмента качества.
Как показывает практика, возможно построение модели системы менеджмента качества на основе следующих аспектов:
- Принципы концепции Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management – TQM).
- Модели национальных и региональных премий по качеству, которые воспринимаются как модели совершенства предприятий и описывают различные стороны их деятельности – от вопросов стратегического планирования до измерения степени удовлетворенности потребителей результатами хозяйственной деятельности.
- Требования и рекомендации международных стандартов серии ISO 9000:2008 (ГОСТ Р ИСО 9000-2008).
Перечисленные варианты построения модели менеджмента качества по большей части соответствуют процессно-ориентированному подходу. Это, прежде всего, говорит о том, что модели направлены, в первую очередь, на охват всех рабочих процессов предприятия. Нужно сказать, что в менеджменте качества кроме процессного подхода в свое время еще были выработаны и сейчас активно применяются системный и функциональный подходы.
Модели менеджмента качества по назначению
В целях более удобного изучения моделей менеджмента качества их классифицируют по определенным признакам. Так, в зависимости от назначения выделяют следующие модели:
- абстрактно-исследовательские модели менеджмента качества;
- абстрактно-проектировочные модели менеджмента качества;
- абстрактно-нормативные модели менеджмента качества.
Абстрактно-исследовательские модели создаются с целью повышения результативности и эффективности систем менеджмента качества, которые реально действуют на предприятиях. Для этого изучают состояние и составляющие функционирующей системы, на основе чего устанавливают факторы и причины, которые содействуют или, наоборот, препятствуют развитию системы.
Абстрактно-проектировочные модели менеджмента качества считаются практикоориентированными. Это проявляется в их использовании в процессе создания реальных систем менеджмента качества (особенно на начальных этапах).
Абстрактно-нормативные модели базируются на тех требованиях, которые установлены в отношении системы менеджмента качества. Например, подобные модели можно встретить в международных стандартах ИСО серии 9000.
Модели менеджмента качества по форме представления
Модели менеджмента качества могут отличаться друг от друга формой представления. Поэтому по данному критерию выделяют следующие модели:
- описательные модели менеджмента качества;
- графические модели менеджмента качества;
- смешанные модели менеджмента качества.
Описательные модели в текстовой форме описывают систему менеджмента качества. В частности, сформулированы цели и задачи системы, перечислены функции и обязанности структурных подразделений предприятия и отдельных должностных лиц. Подобные описания обычно приобретают форму документированной процедуры, например, стандарта предприятия.
Описательные модели получили широкое распространение ввиду сложности систем менеджмента качества, которые включают в себя множество разнообразных участников, функций, обязанностей, документов. При этом системный подход к управлению деятельности в области качества зачастую оказывается недостаточно разработанным в деталях.
Стоит отметить, что описательные модели часто критикуются за сложность представления общей структуры системы менеджмента качества, ее составляющих, схемы прямых и обратных связей.
Графические модели применяются для наглядного представления системы менеджмента качества с различных ракурсов вместе со всеми ее элементами во взаимосвязи (с возможностью детализировать изображаемое в разной степени). Для этого используют простые графические средства:
- блок-схему;
- диаграмму последовательности;
- сетевой график;
- карту процесса;
- диаграмму потока и т.д.
Как примеры описательных моделей можно назвать цикл PDCA, спираль Джурана и др.
Применение описательной модели требует получения определенных знаний и навыков. Кроме того, эти модели лишены подробного описания содержательной составляющей системы менеджмента качества.
Следовательно, и описательные, и графические модели обладают как достоинствами, так и недостатками. Данное обстоятельство обусловило возникновение, так называемых смешанных моделей менеджмента качества. Они сочетают в себе характеристики первых двух типов моделей, усиливая их достоинства и устраняя недостатки.
Таким образом, менеджмент качества на предприятии, как правило, осуществляется в соответствии с определенной моделью. Различают несколько моделей менеджмента качества, каждая из которых обладает собственными преимуществами и недостатками. Поэтому выбор конкретной модели обуславливается спецификой деятельности конкретного предприятия.