Стратификация - это инструмент контроля качества, который используется для выявления в массиве данных какой-либо закономерности за счет их разделения.
Общие сведения о методе стратификации
Для аналитического решения проблем руководители организаций в соответствии с методологией менеджмента качества в настоящее время используют, так называемые, семь основных инструментов контроля качества. Одним из таких инструментов является метод стратификации.
Стратификация представляет собой метод разделения полученных данных на отдельные группы (слои, страты). Зачастую метод стратификации еще называется расслаиванием, расслоением, группировкой.
Подобное разделение данных происходит на основе некоторого выбранного стратифицирующего фактора. Ими могут быть любые параметры, которые определяют особенности условий возникновения и получения данных:
- различное оборудование;
- операторы, производственные бригады, участки, цехи, предприятия и т.п.;
- время сбора данных;
- разные виды сырья;
- различие используемых станков, средств измерения и т.д.
В случае отсутствия учета стратифицирующего фактора данные объединяются и обезличиваются. Это затрудняет установление действительной взаимосвязи между полученными данными и особенностями их возникновения.
Применение метода стратификации оправдано в случае сосредоточения данных из различных источников вместе, что мешает определить структуру или системность этих данных. Обычно данный метод применяют вместе с другими инструментами анализа данных.
Целью стратификации (расслоения) является определение причин возникновения проблем, которые позволят руководителям предприятия принять исправительные меры. Еще идентифицируются место (т.е. конкретная стадия жизненного цикла продукции) и частота возникновения проблем.
В качества примера можно продемонстрировать стратификацию продукции по уровню качества. Вся произведенная продукция подразделяется на годную и бракованную. Годная продукция, в свою очередь, подразделяется на продукцию высокого качества и продукцию удовлетворительного качества, а бракованная продукция - на продукцию с устранимым браком и продукцию с неустранимым браком.
Порядок применения метода стратификации
Применение метода стратификации начинается с определения тех факторов, по которым будет проводиться стратификация. В этой роли могут предстать оборудование, операторы, время, условия производственных операций (например, температура и влажность воздуха, освещенность, давление и т. п.), материалы и средства измерения (речь идет про измерительное оборудование), методы измерения).
На следующем этапе определяют число страт (слоев), на которые будет разделен массив данных. Количество страт обычно соответствует количеству тех факторов, которые были выявлены ранее.
Затем выбирают конкретный инструмент качества, с помощью которого можно графически представить статистические данные. В большинстве случаев используют такие инструменты, как диаграмма разброса, контрольная карта или гистограмма. Графический способ представления данных (в отличие от табличного способа) за счет наглядности обеспечивает более быстрое определение системности в представленных данных. В то же время расслоение может быть реализовано с помощью дисперсионного анализа.
Нужно определить эффективное количество статистических данных, которые попадут в каждую страту. Для этого нужно выполнить два условия. Первое условие заключается в минимизации различий между значениями случайной величины внутри страты по сравнению с различием ее значений в исходной совокупности данных. Второе условие заключается в максимизации различий между стратами, которые количественно определяются по разнице средних значений случайной величины в каждой страте.
Далее данные "наносят" на выбранный графический инструмент качества. При этом нужно указывать принадлежность наносимых данных к каждой из страт. Для того чтобы отделить данные друг от друга, обычно используется такой метод, как цветовая индикация данных.
Применение метода стратификации завершается проведением анализа подмножества данных. Данные должны быть проанализированы отдельно для каждой страты.
Преимущества и недостатки метода стратификации
Значение применения метода стратификации статистических данных для управления качеством в организации заключается в том, что по его результатам формулируют конкретные предложения по улучшению качества продукции, труда, управления, производства и др.
Преимуществом метода стратификации данных является обеспечение в результате его применения большей точности, чем простой случайный выбор для тех же данных. Благодаря этому аналитику требуется меньшая по размеру выборка, что значительно экономит используемые ресурсы.
Посредством применения метода стратификации аналитики имеют возможность для того, чтобы избежать "непредставительной" выборки исследуемых данных. Кроме того, гарантируется получение такого количества значений выборки, которое достаточно для проведения отдельных исследований по каждой группе.
В то же время нужно иметь в виду, что существуют административные трудности для применения данного инструмента качества - оно сложно организуется на практике. Еще трудности возникают при определении каждой страты. Наконец, для анализа результатов применения метода стратификации потребуется больше усилий по сравнению с простым случайным выбором.
Таким образом, современный подход к управлению качеством в организации предусматривает использование семи основных инструментов, которые позволяют аналитическим способом решить возникающие проблемы. Одним из таких инструментов является метод стратификации, который заключаются в расслоении анализируемых данных.