Контрольный листок - это форма для регистрации наблюдаемых или подсчета измеряемых данных в течении установленного периода времени.
Общие сведения о контрольном листке
В современном менеджменте качества большое распространение получили семь инструментов контроля качества. Одним из таких инструментов является контрольный листок. Он представляет собой форму для регистрации наблюдаемых или подсчета измеряемых данных в течении установленного периода времени. Данные, которые учитываются в контрольном листке, могут быть как целочисленными (например, число дефектов), так и интервальными (например, диапазон значений измерений).
Контрольный листок предназначен для представления информации в таком виде, который будет удобен для восприятия. С помощью этого инструмента данные распределяют по категориям.
Информация контрольного листка считается более систематизированной, чем обычный сбор данных, поскольку данный инструмент свидетельствует о частоте возникновения тех или иных событий.
Чаще всего контрольный листок предстает в виде таблицы, которая сопровождает процесс или объект и заполняется данными контроля. В целях более удобного использования таблица уже заранее содержит информацию о типах несоответствий, которые могут возникнуть в объекте. Причем в таблице отведено отдельное место для заполнения количества обнаруженных несоответствий.
Контролер, выполняя проверочную операцию, с помощью простых символов (например, с помощью штрихов) отмечает в таблице каждое выявленное несоответствие. Подобный способ сбора данных позволяет контролеру совершать при регистрации несоответствий минимальные действия, что сокращает количество потенциальных ошибок, которые могут быть допущены во время сбора информации.
Практика доказала, что контрольный листок является эффективным инструментом отображения данных. Более того:
- контрольный листок считается легким в применении;
- с помощью контрольного листка можно систематизировать данные, что дает субъектам управления возможность для работы с другими инструментами качества;
- контрольный листок предусматривает использование единой формы для регистрации данных.
Однако эффективность использования контрольного листка уменьшается из-за недостатков, которые имеют место у данного инструмента качества. В частности, категории данных задаются заранее. Это приводит к тому, что обнаруженное в процессе наблюдения, но неопределенное в контрольном листке событие (например, вид дефекта или диапазон измерений) не будет зарегистрировано в рассматриваемой таблице.
Отсюда следует, что в целях устранения недостатков контрольного листка рекомендуется одновременно с ним применять другие инструменты качества.
Порядок разработки контрольного листка
Разработка контрольного листка начинается с определения событий, которые требуют регистрации в данной форме. Этими событиями чаще всего бывают несоответствия или проблемы процесса (в качестве примера рассмотрим дефекты покраски, которыми считаются просветы, перенасыщенный цвет, избыток лака при распылении, наплыв краски, пузыри).
Следующий шаг связан с определением периода времени, в течение которого будет осуществляться сбор данных, и подходящего интервала (так, дефекты покраски целесообразнее регистрировать за период пятидневной рабочей недели, а в качестве интервала выбрать дни недели - понедельник, вторник, среда, четверг, пятница).
Следует отметить, что выбранный период сбора данных должен быть репрезентативным, т. е. характерным для изучаемого процесса. Например, если наибольшее число несоответствий возникает в ночную смену работы, то период сбора данных должен охватывать период работы ночной смены.
Далее определяется категория данных, которые будут регистрироваться в контрольном листке. Они, напомним, могут быть целочисленными или интервальными (так, дефект покраски считается целочисленной информацией).
Дальше следует этап разработки формы контрольного листка, в которой нужно предусмотреть достаточное количество места для регистрации данных в течении всего установленного интервала времени. Кроме того, в форму контрольного листка нужно включить ясные формулировки категорий данных, а также разделы для суммарных данных как по категориям, так и за весь интервал сбора данных.
Сотрудники предприятия, на которых возложена ответственность по сбору информации, необходимой для заполнения контрольного листка, должный пройти соответствующий инструктаж. В результате к ним должно прийти понимание того, каким образом заполнять контрольный листок, какие события нужно в нем регистрировать и в каком интервале времени.
После того, как полностью выполнены все перечисленные выше действия, начинается непосредственный сбор данных по исследуемой проблеме, которые должны быть зарегистрированы по каждому наблюдению (измерению) в соответствующей категории. Далее осуществляют суммирование данных по каждой категории (т.е. всего дефектов по каждому виду, например, по пузырям) и по всему интервалу наблюдений (т.е. всего дефектов всех видов за один день, например, за вторник).
Данные, зарегистрированные и обобщенные в контрольном листке, подлежат тщательному анализу. Его результаты впоследствии используются субъектами управления при использовании других инструментов качества.
Таким образом, контрольный листок является популярным среди современных менеджеров предприятий инструментом контроля качества. Его сущность заключается в регистрации и обработке данных, на основе которых могут приниматься соответствующие управленческие решения (например, о выполнении ряда корректирующих действий в отношении наиболее выраженных несоответствий, которые существуют при производстве).