Коммуникации - это форма взаимодействия поставщиков и изготовителей, которая заключается в обмене информации.
Основы коммуникации поставщиков и изготовителей
В логистической цепочке выделяют такие группы хозяйствующих субъектов, как поставщики и изготовители. Предприятия-поставщики за денежное вознаграждение передают предприятиям-изготовителям собственную продукцию - сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и др. Предприятия-изготовители, в свою очередь, оказывают воздействие на полученные ресурсы и преобразуют их в готовую продукцию.
Для того чтобы взаимодействие между поставщиками и изготовителями было максимально эффективным, между ними нужно установить постоянный контакт, который бы оперативно и точно передавал обратную связь друг другу. Речь идет про комплекс коммуникаций, с помощью которых участники договора поставки обмениваются информацией.
Принципы коммуникации поставщиков и изготовителей
В соответствии с международной практикой содержание и направленность коммуникационного воздействия покупателя-изготовителя на поставщиков определяется рядом основных принципов, которыми руководствуются в процессе закупочной деятельности:
- Принцип открытости и прозрачности закупочных процедур - находит отражение в широком и честном информировании потенциальных поставщиков обо всех аспектах предстоящего процесса закупки с чётким изложением критериев выбора и иных предпринимаемых действий.
- Принцип подотчётности и ответственности - находит отражение в подробном и откровенном разъяснении потенциальным поставщикам всех нюансов процедуры закупки.
- Принцип конкурентности - находит отражение в обеспечении равных состязательных условий участия всем допущенным к процедурам закупки потенциальным поставщикам.
- Принцип равенства и справедливости - находит отражение в доведение до потенциальных поставщиков условий процедур закупки, которые должны быть одинаковыми для всех участников.
- Принцип эффективности - находит отражение в учете воздействия имиджа предприятия-изготовителя на потенциальных поставщиков при оценке эффективности закупок.
Для того чтобы перечисленные принципы действительно реализовывались в процессе коммуникации между изготовителем и поставщиком, рекомендуется закрепить данные основополагающие идеи в официальных документах (как внутренних актах предприятия, так и в двусторонних договорах), ввести механизм ответственности за неисполнение или недобросовестное их исполнение.
Основные виды коммуникации поставщиков и изготовителей
В закупках между поставщиками и изготовителями в основном используются следующие виды коммуникаций:
- прямые коммуникации с поставщиками;
- стимулирование закупочных операций;
- реклама;
- связи с общественностью.
Преобладающем в сфере закупок является метод прямой коммуникации с поставщиками. В соответствии с ним изготовители устанавливают прямые контакты с заранее известными потенциальными поставщиками нужных материально-технических ресурсов. Выйти на нужных поставщиков изготовителям удается благодаря информации, которая размещена в рекламных сообщениях, в справочниках, в каталогах, в компьютерных базах данных, а также благодаря собственной и выставочной информации.
Если изготовителя и поставщика связывают долгосрочные деловые отношения, то обмен информацией между ними тоже считается формой прямой коммуникации. Важно, чтобы специалисты-закупщики принимали участие в деловых переговорах (т.е. в процессе личных продаж), поскольку их успешность определяет конкретное содержание условий договора поставки.
В современной торговле имеет место практика стимулирования расширения закупочных операций. В данном случае изготовителю приходится обращаться к заранее неизвестному кругу поставщиков. Тем не менее, контакты с поставщиками тоже устанавливаются напрямую. Для этой цели оборудуют специальные места - на конгрессах, заседаниях ассоциаций и специалистов, выставках, ярмарках и т. п.
Кроме того, стимулированием закупочных операций считается использование разнообразных инструментов поощрения надежных, крупных, традиционных («старых») поставщиков. Стимулируется также активность потенциальных поставщиков, которые принимают участие в тендерах, объявляемых предприятием-изготовителем.
Такой вид коммуникации как реклама используется для привлечения новых поставщиков. Следовательно, целевую аудиторию рекламы составляет широкий круг партнеров, которые заранее не были известны. С помощью различных средств и носителей рекламы выбираются поставщики конкретных товаров, которые нужны предприятию-изготовителю.
Использование предприятием-изготовителем различных программ по связям с общественностью нацелено на формирование и закрепление своего позитивного имиджа в глазах существующих и потенциальных поставщиков и общественности. Направлением работы с общественностью являются не отдельные закупаемые товары, а предприятие-поставщик в целом. Как правило, образ престижного покупателя и надежного контрагента, с одной стороны, повышает привлекательность предприятия-изготовителя, а с другой стороны, позволяет предприятию-поставщику «похвастаться» в своей рекламе тем, насколько серьезны покупатели и потребители его продукции.
Таким образом, важным условием обеспечения высокого качества материально-технических ресурсов, которые предприятие-изготовитель приобретает для организации полноценного производственного процесса, является установление контактов с поставщиками в виде постоянных коммуникаций. Своевременный и полноценный обмен информацией является залогом принятия правильного управленческого решения в части закупки необходимых материалов и полуфабрикатов.