Поставщик - это организация, которая осуществляет поставки предприятию-изготовителю сырья, материалов и компонентов, необходимых для производства продукции.
Цели проверки качества компонентов и сырья
Взаимоотношения с поставщиками являются важным фактором успеха в нынешних экономических реалиях. Предприятия-изготовители должны быть уверены в своих поставщиках, поскольку качество готовой продукции во многом является производным от качества поставляемых материально-технических ресурсов и качества организации их поставки.
Для того чтобы проверить качество компонентов и сырья, некоторые предприятия-изготовители организуют командировки своих уполномоченных сотрудников (контроллеров) к поставщикам. Они призваны оценить эффективность действующих поставщиков для развития сотрудничества и (или) устранения проблем в текущей деятельности.
Командировки к поставщикам для проверки качества компонентов и сырья в основном направлены на достижение следующих целей:
- проверить (актуализировать) данные о поставщике, которые были получены в ходе взаимодействия на предшествующих этапах;
- проанализировать текущие способности поставщиков обеспечивать предприятие качественной продукцией в необходимые сроки;
- проверить соответствия системы менеджмента качества поставщика в целом или отдельных ее элементов (функций, процессов) установленным требованиям и оценить ее результативность;
- определить подход к выстраиванию дальнейших взаимоотношений с поставщиком, в т. ч. проанализировать возможные риски сотрудничества.
Содержание проверки компонентов и сырья
Проверка качества компонентов и сырья предполагает проведение комплексного исследования деятельности поставщика, прежде всего, в сфере производства. В связи с этим должностные лица предприятия-изготовителя, которые были командированы к поставщику, должны применять множество разнообразных методов изучения.
Прежде всего, проводятся многочисленные интервью и совещания. В ходе личных бесед с руководством и специалистами организации-поставщика пытаются найти ответы на интересующие вопросы, которые касаются различных параметров закупаемой продукции и аспектов ее производства. Кроме того, в данном случае можно получить предложения по развитию взаимоотношений.
В целях более быстрого получения обратной связи проверяющие могут вместо интервьюирования реализовать анкетирование. Оно является более стандартизированной процедурой исследования, которая позволяет провести обработку полученной информации.
Важной частью проверки является анализ нормативно-технической и иной документации организации-поставщика. В частности, необходимо уделить особое внимание проектной документации, где закладываются основные характеристики производимой продукции и параметры ее качества. Еще изучению подлежат внутренние стандарты, технические условия, инструкции и другие документы, в которых устанавливают требования к качеству продукции и порядок контроля за их соблюдением.
Совместно с представителями поставщика осуществляется выбор и испытание образцов продукции. В данном случае качество сырья и компонентов проверяется экспериментальным путем.
Проверяющие осуществляют наблюдение за работой персонала на производственной площадке. В процессе данного наблюдения они оценивают текущую трудовую деятельность работников и производственную деятельности организации-поставщика в целом на предмет их соответствия положениям регламентирующих документов.
Еще ведется наблюдение за функционированием оборудования. Оно дает основания для оценки текущих технологических параметров. Другая часть проверки заключается в визуальной оценке состояния помещений, оборудования, производственных площадей, складов, испытательной лаборатории и пр.
Направления проверки компонентов и сырья
Комплексная проверка качества компонентов и сырья в рамках командировки к поставщикам, как правило, проводится по следующим направлениям:
- Управление производством - система планирования заказов, механизмы обеспечения экстренных заказов, наличие материально-технической базы, парка оборудования, техники, обслуживание оборудования, поверка измерительного инструмента, соответствие технологии производства требованиям заказчика.
- Проектные возможности - процедура разработки новых видов продукции, проверка систем проектирования, стандартизации.
- Персонал - проверка соответствия квалификации персонала, система мотивации персонала.
- Продукция и компоненты - процедуры выбора поставщика сырья и основных компонентов, оценка деятельности субпоставщиков, процедуры по работе с рекламациями.
- Склады и логистика - состояние склада, условия хранения продукции и осуществление погрузочно-разгрузочных работ, оценка прослеживаемости движения, маркировки и сохранности материалов.
- Качество и сертификация - оценка систем менеджмента качества, мониторинг показателей качества, процедуры входного и выходного контроля.
- Клиентоориентированность - система оценки удовлетворенности потребителей, референции от клиентов.
Выполнение проверочных мероприятий по всем перечисленным направлениям позволяет не только установить фактическое наличие потенциальных проблем с компонентами и сырьем, которые организация-поставщик передает предприятию-изготовителю, но и определить возможные причины их возникновения, а также разработать способы их устранения.
Таким образом, некоторые предприятия-изготовители для того, чтобы обеспечить высокое качество собственной продукции, организуют командировки к поставщикам для проверки качества компонентов и сырья, что в конечном итоге создает предпосылки для оптимизации взаимодействия и последующего сотрудничества.