Управление качеством - это скоординированная деятельность по оказанию воздействия на потребительские свойства продукции с целью повышения удовлетворенности потребителей (т. е. степени выполнения их требований).
Японский подход к управлению качеством
Активное развитие и распространение подходов к управлению качеством в Японии началось в 1950-е гг. В это время новые методы организации производства с акцентом на обеспечение требуемого качества продукции начали применяться многими крупными японскими промышленными предприятиями. Благодаря этому Япония уже к 1980-м гг. стала одной из ведущих экономик мира, которая производила качественную, конкурентоспособную и технически сложную продукцию.
В Японии обучению персонала методам управления качеством отводилась очень важная роль. Кроме того, все подразделения и входящие в их состав работники должны были принимать участие в обеспечении качества продукции и управлении им на предприятии. Этому способствовал такой формат работы, как кружки качества, деятельность которых способствовала постепенному повышению качества маленькими шагами.
К обеспечению качества в Японии был применен комплексный подход. В соответствии с ним к деятельности по обеспечению качества привлекались все участники производственного процесса – от простых рабочих до представителей высшего руководства.
Большое значение для управления качеством в Японии имело государственное регулирование. Так, государство посредством системы технического регулирования устанавливало обязательные требования к продукции. Для этого принимались специальные нормативно-правовые акты, часть из которых содержала ссылки на стандарты, устанавливающие конкретные требования к продукции.
Помимо того, государство занималось стимулированием предприятий к более активной разработке и реализации политики качества. Этому, в частности, способствовала Японская премия по качеству, которая присуждалась японским организациям за выдающиеся достижения в области качества.
Главной движущей силой развития управления качеством в Японии считалось положение, что если обеспечить качество, то непременно последует прибыль - так объяснялась необходимость управления качеством для предприятий.
Американский подход к управлению качеством
В США начало развитию управления качеством как науки было положено Ф. Тейлором, который в начале ХХ века изучил и обобщил накопленный к тому времени опыт производственной деятельности крупных американских промышленных компаний. В результате он усовершенствовал подход к контролю качества деталей и готовых изделий.
В целом в США велась работа по повышению сознательности служащих и управляющих, однако не уделялось большого внимания обучению персонала методам управления качеством. В американских компаниях было принято делегировать полномочия по управлению качеством централизованной службе качества.
Такая служба реализовывала комплексный подход к обеспечению качества. Вместе с тем централизованный контроль качества на постоянной основе осуществлялся управляющим звеном компаний.
Государственное регулирование в области управления качеством в США основывалось на добровольном применении стандартов, чья разработка ввелась с участием всех заинтересованных лиц:
- объединения производителей товаров;
- объединения потребителей;
- органы государственной власти.
Национальной наградой за качество в США является премия Болдриджа. Она ежегодно вручается трем лучшим компаниям, которые продемонстрировали выдающиеся достижения в области качества.
Подводя итог рассмотрению развития управления качеством в США, можно сделать вывод, что первостепенной целью американских компаний является прибыль. Следовательно, качество продукции представляет собой лишь побочный эффект конкурентной борьбы, поскольку оно выступает как важный фактор конкурентоспособности.
Европейский подход к управлению качеством
Для Европы характерно обучение методам управления качеством только сотрудников службы качества предприятия. В связи с этим высокое качество работы поддерживается рабочими с помощью устоявшихся принципов – ученичества, бездефектного производства и т. д.
Обычно служба качества на крупном европейском предприятии состоит из трех структурных подразделений:
- отдел обеспечения качества;
- отдел контроля качества;
- отдел содействия качеству.
В Европе особое значение придают тому, чтобы рабочие сознательно и тщательно подходили к выполнению своих трудовых обязанностей. При этом функции по обеспечению качества четко разграничиваются между подразделениями, деятельность которых контролируется начальством предприятия.
Самой престижной европейской наградой за достижение превосходства в области качества является Европейская премия по качеству. Она была учреждена в 1991 году Европейским фондом управления качеством (EFQM).
Для европейских предприятий так же, как и для американских компаний, наиболее важным является получение прибыли. Следовательно, обеспечение качества продукции рассматривается ими только как один из способов достижения указанной задачи.
Регулирование в области управления качеством по большей части осуществляется посредством стандартизации. Это означает, что в Европе разрабатывают и принимают стандарты и технические регламенты.
Таким образом, в области управления качеством существует несколько подходов, которые в течение последних десятилетий интенсивно развивались и получили широкое распространение во всем мире. Подходы к управлению качеством преимущественно отличаются национальной спецификой. Соответственно, можно говорить о полноценном формировании и развитии японского, американского и европейского подходов к управлению качеством.