Европейская премия по качеству - это конкурс, который учрежден Европейским фондом управления качеством в целях поощрения европейских компаний, добившихся успехов в области совершенствования качества выпускаемой продукции и качества управления.
Европейский фонд управления качеством и модель EFQM
15 сентября 1988 года руководители 14 ведущих европейских компаний (таких как Nestle, Philips, Renault, Volkswagen AG, AB Electrolux и др.) на встрече с председателем Европейской комиссии Жаком Делором подписали «Письмо о намерениях» по созданию Европейского фонда управления качеством (EFQM). В итоге он был основан в 1989 году, руководители 67 европейских компаний подписались под программным документом и заявили о своей приверженности миссии и ценностям EFQM.
Фонд был создан с целью разработки модели EFQM, которая должна стимулировать организации совершенствовать качество выпускаемой продукции (содействовать повышению производительности) и качество управления (в частности, в области управления изменениями). Модель EFQM является всемирно признанной структурой управления, которая направлена на предоставление организациям навыков для развития культуры постоянного совершенствования.
Основные сведения о Европейской премии по качеству
Компании подлежат оценки на соответствие модели EFQM. Эта оценка проводится в виде Европейской премии по качеству, которая была учреждена в 1992 году. Она представляет собой награду, поощрение, признание успешности применения компаниями модели EFQM.
В конкурсе на получении Европейской премии по качеству могут принимать участие не только европейские компании - к нему допускаются организации со всего мира. В качестве примеров по состоянию на сегодняшний день можно привести такие компании, как Aramco (нефтяная компания Саудовской Аравии), Huawei (телекоммуникационная компания Китая).
Все компании, которые принимают участие в Европейской премии по качеству, делятся на несколько категорий и групп в соответствии тремя критериями:
- Цель организации: коммерческие и некоммерческие компании.
- Принадлежность организации: частные и общественные компании.
- Размер организации: малые, средние, большие и очень большие компании.
В каждой группе участников ежегодно определяется победитель, несколько призеров и несколько финалистов Европейской премии по качеству. Победителем признается та организация, которая, во-первых. добилась исключительных результатов во всех областях своей деятельности, во-вторых, внедрила и реализует у себя модель EFQM, в-третьих, располагает системой управления, которая непрерывно совершается и характеризуется высокими показателями эффективности и результативности.
Для того чтобы стать призером Европейской премии по качеству, организациям нужно применять фундаментальные концепции модели EFQM и добиться выдающихся и устойчивых результатов по одному из следующих направлений:
- увеличение ценности для потребителя;
- обеспечение устойчивого развития;
- развитие возможностей организации;
- использование творчества и инноваций;
- лидерство в вопросах стратегии, стимулировании и интеграции;
- управление адаптацией к изменениям;
- развитие способностей персонала;
- сохранение выдающихся результатов.
Условиями признания организацией финалистом Европейской премии по качеству являются демонстрация ими высокого уровня зрелости в реализации своих стратегий и достижение хороших результатов по всем критериям модели EFQM.
Организации, которые желают принять участие в конкурсе EFQM, должны подать заявку в комитет премии. Вместе с тем необходимо провести самооценку по критериям модели EFQM, составить по ее результатам отчет и также представить его в комитет премии. Эксперты комитета, используя метод балльных оценок, оценивают поданные заявки и отчеты, отбирая, тем самым, те организации, которые набрали наибольшее количество баллов.
Затем на территории выбранных организаций проводится проверка. По ее итогам определяют победителей, призеров и финалистов премии.
В настоящее время в модели EFQM используют девять критериев, которые подразделяются на две группы (первые пять критериев составляют группу «возможности», последние четыре критерия составляют группу «результаты»):
- Лидерство руководства - свидетельствует об использовании руководителями организации своих лидерских качеств в целях формирования ее будущего состояния, проявления гибкости в управлении и быстрого реагирования на изменяющиеся условия бизнес-среды.
- Стратегия - свидетельствует об учете миссией и видением организации интересов всех заинтересованных сторон.
- Персонал - свидетельствует о взаимовыгодном достижении целей организации и ее сотрудников.
- Партнерство и ресурсы - свидетельствует о планировании взаимодействия и управлении внешними партнерами, поставщиками и внутренними ресурсами организации.
- Процессы, продукция и услуги - свидетельствует о разработке, управлении и улучшении процессов, продукции и услуг организации, которые приводят к повышению ценности для потребителей и других заинтересованных сторон.
- Результаты для потребителей - свидетельствует об удовлетворении текущих и будущих потребностей клиентов организации.
- Результаты для персонала - свидетельствует об удовлетворении текущих и будущих потребностей сотрудников организации.
- Результаты для общества - свидетельствует об удовлетворении текущих и будущих потребностей общества и других заинтересованных сторон.
- Результаты для бизнеса - свидетельствует об удовлетворении текущих и будущих потребностей бизнес-среды.
Каждому из критериев назначено определенное количество баллов. Общее количество баллов по всем критериям составляет 500, что является наивысшей оценкой применения организацией модели EFQM.