Руководство по качеству - это документ, который описывает систему менеджмента качества предприятия.
Основным документом системы менеджмента качества является руководство по качеству. Им описывается процесс выполнения требований стандартов в области менеджмента качества. В связи с этим к построению руководства по качеству, как и к менеджменту качества в целом, можно использовать два подхода - процессный и системный.
Процессный подход к построению руководства по качеству
Процессный подход представляет собой один из восьми принципов менеджмента качества, на основе которых были созданы стандарты серии ISO 9000. В соответствии с ним условием эффективного достижения желаемого результата является осуществление управления деятельностью и необходимыми ресурсами как процессом. Процессом, в свою очередь, называют совокупность нескольких видов деятельности, которые взаимосвязаны или взаимодействуют друг с другом и при этом преобразуют то, что на входах, в то, что на выходах.
Входы и выходы по своему содержанию могут быть как материальными, так и нематериальными. Содержание входов и выходов процессов могут быть представлены материалами, компонентами, оборудованием, энергией, финансовыми и информационными ресурсами и др.
Большей частью выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Зачастую входы и выходы процессов определяются и внешними, и внутренними потребителями.
Для того чтобы добиться эффективного функционирования, предприятии должны определять и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Отсюда следует, что процессный подход - это систематическая идентификация и менеджмент процессов, которые применяет предприятие, и особенно их взаимодействия.
Стандарты серии ISO 9000 утверждают, что каждому предприятию важны идентификация, внедрение, управление и постоянное повышение эффективности процессов, которые требуются для системы менеджмента качества, а также управление взаимодействиями этих процессов, чтобы достичь целей предприятия. Кроме того, рекомендуют оценивать производительность и результативность процессов путем внутренних и внешних анализов.
Практическая реализация процессного подхода связана с циклом PDCA (циклом Деминга). В эту бесконечную модель может быть вписана любая деятельность.
- Планируй (P): что делать? как это делать?
- Выполняй (D): делай то, что было спланировано.
- Проверяй (C): соответствует ли то, что произошло, запланированному?
- Действуй (A): как это сделать лучше в следующий раз?
Цикл PDCA представляет собой динамичный цикл. Его применение возможно по отношению ко всем процессам предприятия и, прежде всего, к планированию, выполнению, проверке и постоянному улучшению продукции и процессов.
Системный подход к построению руководства по качеству
Другим базовым принципом менеджмента качества в настоящее время считается системный подход. В соответствии с ним идентифицировать, согласовывать и управлять взаимосвязанными процессами необходимо как системой. Как показывает практика, реализация системного подхода приводит к повышению результативности и продуктивности предприятия в достижении своих целей.
В этом контексте система менеджмента качества включает в себя множество взаимосвязанных процессов по выпуску продукции, по управлению, контролю и измерению (например, управление ресурсами, передача сообщений, внутренний аудит, анализы со стороны руководства и др.).
Основная идея системного подхода в менеджменте качества заключается в охвате как можно большего количества аспектов, которые оказывают влияние на качество конечного продукта предприятия и процессов его функционирования. Следовательно, менеджмент качества осуществляется на всех стадиях жизненного цикла продукта (начиная от разработки проектной документации и заканчивая сбором информации о продукте у клиентов), что приводит к прямому или косвенному участию в управлении качеством почти всех служб предприятия.
Система управления качеством на предприятии будет развиваться, в первую очередь, за счет следующих аспектов:
- формулирование четкой цели в сфере менеджмента качества через формирование стратегии или политики в области качества;
- создание конкретной организационной единицы (структурного подразделения предприятия), на которую возлагается ответственность за качество производимой продукции;
- интегрированное решение проблем в области качества, которое предполагает взаимодействие кросс-функциональных подразделений;
- стандартизация процессов в области качества.
В настоящее время, в условиях рыночной экономики требуется внедрение разносторонней системы управления качеством, соответствующей международным стандартам ИСО. Данное обстоятельство приводит к повышению конкурентоспособности предприятия и укрепления доверительных отношений с потребителями.
Однако внедрение такой системы управления качеством достаточно сложный, трудоемкий и финансово затратный процесс. Необходимо сформулировать цели и поставить задачи, выделить и обучить персонал, который должен предварительно провести всесторонний анализ предприятия и окружающей среды. На этой основе затем нужно выделить ключевые процессы предприятия и оформить в их отношения соответствующие документы, в соответствии с которыми будет функционировать система менеджмента качества.
Таким образом, в настоящее время выделяют два основных подхода к построению руководства по качеству и осуществлению менеджмента качества - процессный и системный подходы. Стоит учитывать, что указанные подходы реализуются совместно, когда один подход является элементом другого подхода, и наоборот. А это, в свою очередь, приводит к интегративному характеру всей деятельности в области качества.