Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Человеческий фактор при создании и внедрении системы менеджмента качества

Определение 1

Система менеджмента качества - это часть общей системы управления организации, которая представлена взаимосвязанными и взаимодействующими элементами для оказания управляющего воздействия на аспекты, связанные с качеством.

Роль человеческого фактора при создании и внедрении СМК

При создании и внедрении в организации системы менеджмента качества большое значение имеет человеческий фактор. Это связано с тем, что и субъектами управления (менеджерами), и объектами управления (сотрудниками организации) являются люди, поведение которых подвержено частым и резким изменениям, во многих случаях является непредсказуемым и при этом сказывается на функционировании всей организации.

В связи с этим в процессе всей деятельности по созданию и внедрению системы менеджмента качества ответственным должностным лицам необходимо уделять особое внимание следующим вопросам:

  • выявление сопротивления сотрудников организации внедряемым изменениям и определение его причин;
  • разработка и проведение мероприятий по преодолению сопротивления;
  • разработка, применение и совершенствование методов стимулирования и мотивации участия сотрудников организации в работах по созданию и внедрению системы менеджмента качества;
  • обучение сотрудников организации в рамках системы менеджмента качества;
  • психологическая поддержка изменений в организации.

Причины негативного влияния человеческого фактора

Таким образом, сопротивление персонала изменениям, связанным с созданием и внедрением системы менеджмента качества, является одним из главных проявлений человеческого фактора. В большинстве случаев наибольшее сопротивление оказывается в самом начале работ по внедрению СМК.

На основе результатов проведенных исследований можно сделать вывод, что основные причины сопротивления персонала изменениям, связанным с внедрением в организации системы менеджмента качества, заключаются в следующем:

  1. Людям присущ эгоистический интерес, представленный страхом перед неизвестностью, которая может в результате привести к появлению личных потерь.
  2. Сотрудники организации либо вовсе не понимают, либо неправильно понимают цели и стратегию планируемых изменений, а также не обладают касающейся их информацией, что в основном связано с низкой степенью доверия и (или) уважения к менеджерам-инициаторам изменений и их непосредственным исполнителям.
  3. Сотрудники лишены дополнительной разъясняющей информации, из-за чего они не убеждены в достижении положительного эффекта от внедрения системы менеджмента качества.
  4. Сотрудники могут быть недовольны теми изменениями, которые насаждаются сверху и проводятся исключительно в приказном порядке.
  5. Сотрудники могут опасаться отсутствия у них навыков или умений, необходимых для работы в изменившихся условиях (т. е. после внедрения системы менеджмента качества), в том числе из-за их внутренней неготовности к обучению и получению новых знаний.
  6. Сотрудники могут опасаться нарушения установленного порядка, привычек и установившихся взаимоотношений между конкретными структурными подразделениями и должностными лицами организации в ходе повседневной деятельности.
«Человеческий фактор при создании и внедрении системы менеджмента качества» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Большинство из указанных причин сопротивления изменениям проистекают из человеческой натуры. Характеры людей различаются по сопротивлению изменениям и способности адаптироваться к ним. Кроме того, они оказываются результатом положительного или отрицательного жизненного опыта, связанного с предыдущими переменами.

Преодоление негативного влияния человеческого фактора

Для того чтобы преодолеть негативное воздействие человеческого фактора на процесс внедрения в организации системы менеджмента качества, необходимо использовать определенные методы стимулирования и мотивации участия персонала в подобных работах.

В первую очередь, рекомендуется проведение серии совещаний, на которых до сотрудников нужно донести информацию о предстоящих работах по созданию и внедрению системы менеджмента качества. Предпочтительным является вариант с личным сообщением подобных сведений руководителем организации менеджерам высшего и среднего звена, которые затем проведут разъяснительную работу в подчиненных подразделениях. В данном случае работе по созданию и внедрению системы менеджмента качества будет присвоен высокий статус, в частности, за счет демонстрации приверженности руководителя организации.

Информацию о начале работ по созданию и внедрению СМК (например, в виде приказа) также можно разместить на досках объявлений, разослать в виде информационных бюллетеней.

Сотрудникам организации нужно продемонстрировать необходимость осуществления работ по созданию и внедрению системы менеджмента качества. Причем используемые объяснения должны быть хорошо продуманными, понятными, прозрачными. Желательно проиллюстрировать с помощью конкретных примеров, каким образом будут осуществляться изменения.

На протяжении всей деятельности по созданию и внедрению системы менеджмента качества в организации необходимо наладить внутренние информирование по данному вопросу. За счет него персонал будет в большей степени вовлечен в обеспечение и улучшение качества.

Внутренне информирование нацелено на то, чтобы организовать обеспечение сотрудников той информацией, которая необходима для осуществления деятельности организации. Предполагается, что за счет этого будет решена задача повышения результативности функционирования и совершенствования системы менеджмента качества.

Таким образом, на процессы создания и внедрения в организации системы менеджмента качества большое влияние оказывает человеческий фактор. Это нужно учитывать уполномоченным должностным лицам и заблаговременно принять меры по ликвидации негативных последствий и максимизации положительных последствий.

Дата написания статьи: 31.01.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot