Допроизводственная стадия - это стадия жизненного цикла продукции, которая предшествует действиям по ее физическому изготовлению.
Сущность понятий «допроизводственная стадия» и «анализ качества»
Одним из основных условий достижения предприятием целей, поставленных в области качества продукции, является проведение анализа качества на всех стадиях ее жизненного цикла: на допроизводственной, на производственной и на послепроизводственной. Следовательно, анализ качества продукции хронологически начинается на допроизводственной стадии.
Допроизводственная стадия представлена деятельностью по изучению рынка, высказыванию идей новой концепции продукции, по их обсуждению и согласованию, по определению ресурсов, необходимых для ее производства, по созданию и испытанию прототипа (опытного образца) новой продукции, по принятию окончательного решения о запуске полномасштабного производства новой продукции.
В связи с этим управление качеством продукции на допроизводственной стадии сводится к обеспечению того, чтобы продукция обладала свойствами и характеристиками, которые бы удовлетворяли ожиданиям целевой аудитории и нормам действующего законодательства. Для этого нужно также обеспечить соответствующее выполнение процессов хозяйственной деятельности, разработку внутренней нормативно-технической документации и ряда других элементов производства.
Как правило, достижение требований к качеству товара, которые были заложены в проектной документации, проверяется и подтверждается в рамках проведения приемочных испытаний, которые могут иметь характер стендовых, полигонных, ходовых, летных, полевых и др.
Виды анализа качества на допроизводственной стадии
Рекомендуется, чтобы анализ качества продукции на допроизводственной стадии характеризовал различные ее стороны. Следовательно, в данном случае может проводиться анализ следующих видов:
- Коммерческий анализ - характеризует возможности сбыта данной продукции и потребности в нем рынка (направлен на выяснение потребительской оценки, определение источников и условий ресурсного обеспечения и сбыта).
- Технический анализ - характеризует технические преимущества и выгоды, а также техническую новизну продукции по сравнению с аналогами (направлен на поиск технико-технологических альтернатив, определение вариантов местоположения производства, разработку графика реализации проекта продукции, оценку доступности и достаточности необходимых ресурсов).
- Организационный анализ - характеризует возможности организационного осуществления проекта продукции (направлен на оценку организационной структуры, особенностей планирования и управления, комплектования и обучения персонала, информационного обеспечения, а также общей обстановки в обществе).
- Социальный анализ - характеризует социальную значимость разрабатываемой продукции для данного предприятия, потребителя, региона, отрасли (направлен на определение пригодности продукции для ее потребителей на основе данных о социокультурных, демографических, трудовых, научных и других характеристик населения).
- Экологический анализ - характеризует экологические последствия производства, потребления (эксплуатации) и утилизации данной продукции для региона, в котором располагается предприятие-изготовитель и потребители (пользователи) (направлен на выявление потенциально наносимого разрабатываемой продукцией ущерба окружающей среде и определение необходимых для предотвращения этого ущерба мер).
- Экономический анализ - характеризует экономической выгоды, которые разрабатываемая продукция может принести производителю и потребителю (направлен на обоснование целесообразности и эффективности разработки и внедрения в производство продукции, а также на определение источников финансирования нового проекта, затрат на его внедрение и эффективности реализации).
Анализ качества продукции на допроизводственной стадии осуществляют путем применения количественных и качественных, формальных и неформальных методов, свойственных каждому конкретному виду анализа. Так, в организационном, социальном и экологическом видах анализа широкое распространение получили качественный подход и неформальные методы. В основе коммерческого и технического типов анализа лежит сочетание качественного и количественного подходов. Экономический анализ предполагает использование и количественных, и качественных подходов.
Анализ возможности возникновения отказов
Довольно часто анализ качества продукции на допроизводственной стадии проводят в форме анализа возможности возникновения отказов. В данном случае отказом называют неправильное функционирование или прекращение функционирования продукта, обусловленные недопустимым повреждением продукта или неправильным управлением им.
Анализ возможности возникновения отказов намного сложнее обычного анализа причин дефектов и несоответствий, выявленных в результате контроля в производстве или при эксплуатации продукта, поскольку анализируемый продукт существует только в проектной документации. К этому виду анализа привлекают большое число различных специалистов (технологов, материаловедов, испытателей и др.), поскольку процессы производства и потребления продукции стремятся к усложнению, интенсификации, автоматизации и др.
Анализ возможности возникновения отказов начинается с составления перечня всех потенциально возможных видов дефектов с учетом имеющегося опыта изготовления. Далее определяют возможные неблагоприятные последствия от каждого потенциального дефекта и причины его возникновения. Дается оценка достаточности операций и методов предупреждения дефектов при техническом обслуживании, ремонте и эксплуатации продукции.