Концепция управления персоналом турфирмы
Отрасль туризма в России на сегодняшний день находится на этапе подъема – открываются новые туристические предприятия, формируются новые компании в данной сфере, также в туристическую отрасль приходит много новых энергичных и молодых предпринимателей. Однако расширение данной сферы происходит не только в экономическом плане, но и в кадровом. На сегодняшний день проблема управления и обучения персонала в рамках туристических фирм актуальна и не оспаривается ни наукой, ни практикой. К сожалению, необходимо констатировать, что данной тематике посвящено сравнительно мало научных трудов, работ, методических пособий. Между тем изучение современной туристической сферы имеет важное значение для развития сферы туризма в целом.
Так, в концепции работы современных туристических фирм все большее значение приобретает мотивация, которая рассматривается в качестве оптимального способа использования трудовых ресурсов, мобилизации кадрового потенциала. От того, насколько реализован процесс мотивации, зависит и получение максимальной отдачи от имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет не только повысить результативность, но и прибыль предприятия в целом.
Если туристическая фирма рассчитывает на высокие рабочие показатели, необходимо реализовывать правила управления персоналом в организационной и рабочей среде, создать необходимые условия для труда. Это должны быть условия, которые не только обеспечивают трудовую деятельность работников, но и мотивируют, располагая к высоким трудовым достижениям. Люди должны быть больше удовлетворены своей работой, при этом она должна соответствовать их ценностям, потребностям, установкам и ожиданиям. Ещё лучше, если работа превышает ожидания работника, например, в плане комфорта, заработной платы, карьерного роста или отношений в коллективе.
Концепция управления персоналом представляет собой систему теоретических и методологических концепций понимания и определения сущности подходов к управлению персоналом.
Концепция управления в современном мире является закономерным явлением, так как в современных условиях изменилось отношение к производству ресурсов и отношение к наемным работникам. Раньше работодатели старались максимально автоматизировать труд человека, исключая его возможность влиять на рабочий процесс. Однако сегодня работа в любой сфере становится более наукоемкой и требует дополнительного изучения. Если работодатель не использует концепцию управления персоналом, в том числе и в сфере туризма, не стоит говорить о бурном развитии компании. Управление персоналом позволяет использовать не только трудовой ресурс, но и опыт, таланты людей с учётом их амбиций и удовлетворённости трудом.
Рисунок 1. Особенности работы персонала в ткристических компаниях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Управление персоналом
Кадровое планирование выступает в качестве важного элемента эффективной кадровой политики, помогая не только определить её основные задачи, но и выявить цели, стратегии. Содержание кадрового планирования заключается не только в обеспечении людей рабочими местами в том количестве и той необходимости, которая требуется для реализации поставленных целей, но их для использования их способностей, склонностей для задач производства.
Кадровое планирование может удовлетворить потребности производства, а также сотрудников и общества в целом. С помощью планирования возможно обеспечить туристическую компанию необходимой рабочей силой, а также определить неизбежные при этом затраты, например, на формирование рабочего места, на выплату заработной платы, налогов и т.д.
Кадровое планирование включает в себя следующие этапы:
- Формирование в организации подразделения, занимающегося кадровыми вопросами на предприятии, включая профессионалов, которые занимаются реализацией данной функции.
- Постановка задач для персонала, направленных на достижение цели организации в различных сферах.
- Характеристика особенностей применения человеческих ресурсов, например, необходимое численное количество сотрудников различных категорий, расчёт текучки кадров, определение факторов, которые влияют на текучесть кадров, объемы сверхурочной работы, установление уровня заработной платы и т.д.
- Определение внешней деятельности компании, заключение соглашений с иными организациями, планирование сферы жилищного строительства, развитие персонала, предоставление необходимых субсидий и т.д.
- Изучение потенциальных предложений на кадровом рынке, в частности, иммиграции, последствий увольнения, возможности привлечения тех категорий людей, которых ранее не привлекали, например, работников на неполный рабочий день и т.д.
Рисунок 2. Управление персоналом. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Методы управления персоналом в организации в сфере туризма
Принцип управления представляет собой основополагающие, исходные идеи и закономерности, правила по осуществлению управленческих функций.
Методы управления персоналом представляют собой такой инструментарий, который используется для обоснования и реализации системы управления.
Выделяют следующие методы управления персоналом:
- Системный анализ, который позволяет выявить как недостатки, так и перспективы развития туристической организации.
- Метод декомпозиции, который позволяет расчленить сложные явления на более простые. Например, систему управления персонала можно разделить на подсистемы найма, подбора, адаптации, обучения и иные системы.
- Последовательная подстановка заключается в изучении факторов, которые влияют на управление персоналом. Причём отбираются только наиболее существенные факторы, анализируются факторы внешней среды.
- Метод сравнения позволяет сравнить существующие системы управления персоналом с системами управления персоналом в подобных, конкурирующих организациях, установить положительные и отрицательные стороны.
- Динамический метод используется при исследовании количественных показателей, которые характеризуют сферу туризма, в том числе вопрос управления персоналом, например, численность персонала на определённый период.
- Экспертно-аналитический метод – основан на привлечении квалифицированных специалистов в сфере управления персоналом с целью выявления недостатков управления.