Теория принятия решений в сфере сервиса и туризма
Принятие решений выступает в качестве составляющей части любой управленческой функции. В сфере сервиса и туризма ежедневно приходится принимать решения, которые влияют на развитие гостиничной или туристической компании, иной компании, осуществляющей деятельность в сфере туризма. Управляющий ежедневно не только формирует цели, но и добивается их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для сферы туризма и для всех тех, кто желает преуспеть в искусстве управления.
Принятие решений – это сознательный выбор среди имеющихся альтернатив действий, такой их вариант, который сокращает расстояние между настоящим и будущим желаемым состоянием.
Фактически принятие решений – это центральный элемент управления организацией. Все остальные элементы являются лишь побочными или вспомогательными и вытекают именно из управления. Для руководителей принятие решения – это не конечная самоцель. Основной целью, которую преследует любой руководитель, является разрешение какой-либо управленческой проблемы. Для разрешения множества проблем сегодня требуется принятие не одного итогового решения, а множества решений, которые предопределяет судьбу компании. Поэтому принятие решений – это не одномоментный акт, а несколько действий, которые растянуты во времени.
Процедура принятия решений:
Анализ ситуации. Для того чтобы принять эффективное управленческое решение, необходимо проанализировать ситуацию, спровоцировавшую проблему. Анализ ситуации требует сбора и обработки информации, которая может быть получена из различных источников:
Определение проблемы. Первый шаг к решению проблемы, – это ее идентификация, то есть постановка диагноза, который, как и в медицине, должен быть полным и правильным. Настоящее управленец должен уметь не только грамотно поставить цель, но и отследить ее отклонение, а также возможность повышения эффективности. Соединяя подобные подходы, можно прийти к разрешению итоговой проблемы.
- Выявление и формулировка проблемы. При выявлении проблемы необходимо ее структурировать, то есть подобрать цели, которые способны решить имеющуюся проблему. Если слабо структурировать проблему, то невозможно добиться исполнения целей, как бы хорошо они не были поставлены. Однако подобное структурирование требует от руководителей и менеджеров определенных знаний и опыта, а также интуиции и творческого подхода.
- Установление критериев выбора. Руководитель, определяя проблему, устанавливает критерии, по которым он будет определять важность поставленной цели. Данный критерий будут зависеть от цен, производительности, экономичности и т.д.
Управленческие решения на предприятиях сферы сервиса и туризма
В случае возникновения проблемы менеджерам и руководителям туристических предприятий, гостиниц, отелей и т.д. необходимо принять грамотное решение, которое не только в максимально короткие сроки решило бы проблему, но и предупредило бы ее возникновение в дальнейшем. Однако практика далека от идеала и теории, в связи с чем грамотное разрешение проблемы происходит далеко не всегда. Иногда многие решения приходят «на автомате», даже если являются хорошими. Однако руководитель всегда должен убедиться в правильности своих решений, их эффективности, возможности влияние на конкретную ситуацию.
Для того чтобы успешно решить проблему, необходимо не только поставить цель, но и разбить ее на задачи. После того, как конкретные задачи выявлены, они должны быть распределены между сотрудниками конкретного туристического предприятия. Если речь идет о достаточно крупных решениях, то может потребоваться дополнительный штат. Грамотный руководитель должен проанализировать имеющиеся у него ресурсы, при необходимости привлечь новые, не забывая оценивать свои затраты.
Обязательным этапом реализации управленческого решения является контроль и оценка результатов. Даже после того, как проблема была полностью разрешена, анализ управленческого решения не заканчивается. Необходимо изучить причины и условия, которые привели к данной проблеме, с целью их искоренения. Кроме того, необходимо убедиться, оправдывает ли решение себя, не затрачено ли слишком большое количество ресурсов и нельзя ли оптимизировать данный процесс. Фактически руководитель сопоставляет полученные результаты с предполагаемыми, то есть теми, которые он надеялся получить.
Рисунок 1. Методы принятия решений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Типы управленческих решений
Выделяют различные категории управленческих решений, которые имеют свою классификацию.
Исходя из степени участия руководителей в принятии решения их делят на:
- коллегиальные;
- коллективные;
- индивидуальные.
Помимо того, в зависимости от масштабности управленческие решения подразделяются на:
- Стратегические. Принимаются на долгосрочную перспективу, учитывая возможности развития организации. Чтобы реализовать такие решения, требуется построение плана, подготовка программы по его реализации. Как правило, стратегические решения предусматривают кардинальную перестройку организации, ее модернизацию, выходы на новые рынки и т.д.
- Тактические. Принимаются на год или на квартал, включая в себя мероприятия, которые можно успешно реализовать за данный период. Тактическое управленческое решение предполагает конкретную цель и задачи, которые необходимы для достижения данной цели. Чаще всего, подобные виды решений связаны с продумыванием новых моделей поведения на рынке, оптимизации работы и т.д.
- Оперативные. Подобные управленческие решения принимаются в низших органах управления и связанны с непосредственно осуществляемой работой. Например, к таким решениям относится закупка материалов, ремонт оборудования, направление работников на конкретные участки для выполнения конкретного перечня работ и т.д. Подобные решения принимаются ежедневно и не всегда требуют процесса согласования данного решения со стороны руководителя.