
Основы технологии производства продукции
Технология – это наука о средствах и методах производства и контроля продукции.
Другое распространенное определение термина технология звучит следующим образом: технология – это совокупность методов определения и изменения состояния форм и свойств предметов труда в процессе производства продукции или оказания услуг. К продукции, представляющей собой результат деятельности предприятия-изготовителя, предназначенный для удовлетворения определенных потребностей заказчика, относятся:
- продукты,
- изделия (оборудование, машины, сборочные единицы, запасные части и т.п.).
Изготовленные на предприятии механизмы и машины представляют собой сложные устройства, которые поставляются потребителю в виде: комплексов и комплектов. Комплекс представляет собой два и более специфицированных изделий, которые не соединяются на предприятии, но при этом предназначены для выполнения взаимосвязанных эксплуатационных функций. Комплект представляет собой два и более изделия, являющиеся набором и имеющие общее эксплуатационное назначение вспомогательного характера. Составляющие комплексов и комплектов представлены деталями, комплектующими, функциональными материалами и сборочными единицами. Сборочная единица является изделием, составные части которого подлежат соединению на предприятии изготовителе посредством сборочных операций. Деталь является изделием, которое изготавливается из однородного по наименованию и марке материала без сборочных операций.
Принципы эффективной организации производства
На основе принципов организации производства осуществляется функционирование, построение и развитие производственной системы. К основным из таких принципов относятся:
- Принцип эффекта организационной деятельности. Данный принцип выражается в необходимости обеспечения синтеза структурных составляющих производственной системы, который способствует увеличению координации и эффекта синергии. Такой принцип достигается за счет интеграции составляющих производственной системы, их согласования, а также упорядочения связей, которые обеспечивают совместную деятельность сотрудников.
- Принцип интеграции. Данный принцип предполагает формирование структурных подразделений, которыми осуществляется координация и обеспечение взаимодействия процессов разного рода и разнородных стадий производства согласно единой схеме, для чего основой являются единые нормативы и правила. Соблюдение такого принципа предполагает рассмотрение частичных процессов в качестве взаимообусловленных составляющих производственной системы. Благодаря этому отдельные процессы объединяются, ликвидируются дублирующие связи, снижается количество дублирующих связей, а также увеличивается уровень организованности производственной системы.
- Принцип целевой специализации. Данный принцип проявляется в создании структурных подразделений с разнородным составом рабочих составляющих, которые объединены посредством горизонтальных связей с целью выполнения определенных работ в законченном виде. Соблюдение такого принципа позволяет эффективность работы производственных подразделений.
- Принцип оптимальности и многовариантности. Данный принцип определяет необходимость разработки нескольких концепций организации, которые отвечают целям производства.
Вышеперечисленные принципы организации производства представляют собой основу для построения производственной системы. Функционирование системы осуществляется в соответствии с принципом саморазвития и внешнего окружения. Второй принцип заключается в том, что тактика и стратегия организационной деятельности, при организации производства, должны формирования с учетом требований внешней среды. Этот принцип учитывает взаимосвязь производственной системы с внешней средой и ее открытость. Принцип саморазвития предполагает создание механизма, который стимулирует непрерывное развитие организационных форм и методов. Производство новой продукции представляет собой комплекс связанных между собой работ по экономическому и научно-техническому обосновании концепции нового изделия, его производственному освоению и проектированию. Процесс создания нового изделия состоит из четырех основных фаз:
- Разработка концепции изделия или исследовательская фаза.
- Планирование создания продукта.
- Проектирование продукта.
- Освоение производства нового продукта и его продвижение на рынке.
