Понятие таможенно-тарифного регулирования
Согласно закону Федеральному закону №164 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» внешнеторговая деятельность регулируется при помощи таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
Под тарифным регулированием понимают меры (или комплекс мер), основанные на воздействии на ценовой фактор внешнеторгового оборота.
В комплекс мер включены таможенные пошлины и иные налоги, оплата которых является обязательным условием помещения ввозимых товаров в режим свободного обращения.
Меры таможенного регулирования используются таможенными органами для обеспечения таможенного контроля за перемещением товара через государственную границу.
Основной элемент тарифного регулирования
Основным элементом в таможенно-тарифном регулирования является тариф.
Под тарифом понимают ставки таможенных пошлин, которые систематизированы Товарной номенклатурой, основанной на Гармонизированной системе кодировки и описания товаров.
В Товарную номенклатуру входят названия товаров, которые облагаются пошлинами и названия товаров, которые пропускают беспошлинно. Различают два вида таможенного тарифа:
- простой таможенный тариф,
- сложный таможенный тариф.
Под простым таможенным тарифом понимают одну ставку для каждого вида товара, которая применяется вне зависимости от того, в какой стране был произведен товар.
Данный тариф имеет свои недостатки, так как не обеспечивает должной маневренности, поэтому его невозможно применять в современных условиях. В данном тарифе не предусмотрены льготы, и он мало распространен (в основном в Мексике, Боливии и др. странах)
Под сложным тарифом понимают тариф, при котором устанавливают несколько ставок таможенной пошлины на каждый товар
Данный тариф маневренней, чем простой тариф и лучше приспособлен к конкурентной борьбе. Данный тариф позволяет оказывать воздействие на другие страны, кому-то предоставлять льготы на пошлины, кому-то наоборот завышать тарифы. Благодаря данному тарифу государством проводится дифференцированная таможенная политика.
Таможенный тариф формируется, исходя из таможенной стоимости.
Под таможенной стоимостью понимают стоимость товара, которая определяется для исчисления таможенных пошлин, НДС, сборов и акцизов
Данная стоимость фактически является налоговой базой. Таможенная стоимость применяется для государственного регулирования международных экономических отношений, в которое входит осуществление контроля внешнеторговых сделок, валютный контроль, контроль над расчетами банков. Таможенную стоимость определяет декларант, а проверяет таможенный орган.
Для таможенного тарифа характерны свои цели. Основными целями таможенного тарифа являются:
- поддержание рациональности в структуре товаров и в соотношении ввозимых и вывозимых товаров,
- поддержание благоприятных условий для создания изменений в таможенно-тарифном регулировании,
- защита экономики страны
- эффективная интеграция российского рынка в мировую среду
Результаты таможенно-тарифного регулирования
Анализ показателей таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и экспортных операций России на современном этапе показывает достаточной серьезную проделанную работу в этой сфере. Так по итогам первого полугодия 2016 г. экспорт товаров, в стоимостном выражении, снизился на 28,7 % (до 129,7 млрд. долл. США) по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. При этом внешнеторговый оборот РФ за отчетный период составил $249 млрд, снизившись на 20,8%.249 млрд, снизившись на 20,8%.
Одновременно с этим доля товаров топливно-энергетической сферы в структуре экспорта в дальнее зарубежье снизилась на 6,6 п. п. и составляет 62,2%. Адвалорный экспортный объем товаров топливно-энергетического направления понизился на 34,3%, в то время как физический - возрос на 1,8%.
Несырьевой неэнергетический экспорт за первые 6 мес. 2016 года упал лишь на 17,5% (с 57,6 млрд. долл. до 47,8 млрд. долл.). Сейчас его доля составляет 37% от общего объема.
В физическом выражении за указанный период экспорт увеличился на 2,7 % до 493,6 млн. тонн (сырьевой вырос на 6,3%, несырьевой снизился на 3,5%). При этом несырьевой неэнергетический экспорт за первые 6 мес. 2016 года вырос на 7,3 % (отмечается рост экспорта в физобъемах инновационных товаров на 5,7 % и сельхозтоваров на 23,8%).
Среди позиций с наибольшим ростом стоимости экспорта преобладает машинно-техническая продукция, также заметны металлы и металлоконструкции, продовольственная группа, химические товары (удобрения, полипропилен, красящие вещества), продукция атомного комплекса на основе опыта зарубежных стран в части построение системы, которая способствует поддержке национального экспорта дать формулировку ряду рекомендаций совершенствования инструмента содействия национальным экспортерам.
В результате снижения общей доли всех товаров и услуг на зарубежных рынках до 1,9% в 2015г, тогда как в 2014г и 2013г процентное соотношение было 2,4% и 2,6% соответственно произошел обвал отечественного экспорта. При этом, если рассматривать это показатель в общемировом масштабе, то в 2015 г. показатель заметно снизился по отношению к 2014 г. на 11%. В результате чего значительное сокращение экспорта в энергетической сфере повлияла на доходную часть федерального бюджета. В итоге доля составляет около 50% за период 2011-2013 гг. В 2015г снизилась до 42,8% по отношению к 2014 г.– 51,3%. Несмотря на это данную тенденцию можно отметить и с положительной стороны, если эта тенденция поспособствует развитию налогооблагаемой базы и внутреннего производства.
Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности позволяет влиять на экономическую составляющую страны и мировую интеграцию в целом.