История таможенных органов
История создания таможенных органов берет свое начало с X века. Первые торговые пошлины были еще в древнерусском государстве и носили название «мыт» и «мыто». Письменные упоминания об этом сохранились в Русской правде Ярослава Мудрого. Пошлины взимали с купцов, которые проезжали по сухопутным и водным путям. Сбор производили «мытники» - сборщики мыта, которые были предшественниками современных таможенников. Заставы, на которых находились мытники, называли «таможен».
С середины XIII в. монголо-татарами была введена пошлина – «тамга». Тамга в переводе с тюркского означала знак собственности или клеймо. Вначале тамга взималась при продаже, так как требовала приложения клейма(печати). Позже тамга стала самой доходной пошлиной, которую взимали с товара. Со временем ее название перешло на все сборы, которые стали носить название таможенных, а место их сбора начали называть таможня. Многие купцы не хотели оплачивать таможенные пошлины, поэтому периодически на территории таможни возникали кровопролитные бои. Служба на заставе была достаточно опасна и рискованна.
Во время царствования Алексей Михайловича, в середине XVII века, был принят Торговый устав. Немного позже его дополнили Устной таможенной грамотой, которую приняли в 1654 году и Новоторговым уставом 1667 года. Данные документы считают началом реформирования таможенной системы. Однако у них был значительный недостаток – архаичность и запутанность текста.
Современная таможенная структура (ФТС)
Современная таможенная структура включает в себя Центральный аппарат Федеральной таможенной службы, который свою очередь делится на:
- Главное управление. Главное управление состоит из организационно-инспекторского управления, организации таможенного оформления и таможенного контроля, помимо этого включает в себя федеральные таможенные доходы и тарифное регулирование, таможенный контроль, который происходит после выпуска товара, информационные технологии, борьбу с контрабандой и др.;
- Управление. Управление занимается торговыми ограничениями, валютным и экспортным контролем, таможенными расследованиями, дознанием, правовыми и аналитическими вопросами, государственной службой и кадрами, вопросами, связанными со связью с общественностью и противодействием с коррупцией, таможенным сотрудничеством, таможенной статистикой, анализом, товарной номенклатурой и др.
Помимо этого, в России Федеральной таможенной службе подчиняется региональное таможенное управление (территориальные и специализированные органы) и таможня непосредственного назначения.
Таможенная служба разбита на территориальные региональные таможенные управления, их сфера деятельности совпадает с одноименными федеральными округами. Существует:
- Центральное таможенное управление,
- Дальневосточное таможенное управление,
- Северо-Кавказское таможенное управление,
- Приволжское таможенное управление,
- Уральское таможенное управление,
- Южное таможенное управление,
- Северо-Западное таможенное управление,
- Сибирское таможенное управление.
Данным управлениям подчиняются таможенные посты и таможни, в состав, которых входят посты.
Деятельность специализированных таможенных управлений осуществляется на территории РФ и включает в себя много управлений. Так, например, Центральное информационно-техническое таможенное управление является частью централизованного таможенного управления.
Таможни, которые непосредственно подчиняются ФТС, делятся на:
- авиационные таможни (Внуково, Домодедово, Шереметьево),
- специализированные таможни (Центральная акцизная таможня, Центральная энергетическая таможня),
- территориальные таможни (Калининград, Крым, Московская областная таможня, Севастополь),
- обеспечивающие таможни (Центральная базовая таможня, Кинологический центр ФТС России).
В задачи таможенной службы входит международное сотрудничество. В рамках этого ФТС имеет представительства и своих представителей в 20 странах мира. Помимо этого, для обучения новых сотрудников у ФТС существует подведомственна Российская таможенная академия, у которой открыты филиалы в таких городах как: Владивосток, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург. ФТС имеет в своем составе помимо вышеперечисленного прочие подведомственные организации.
Осуществление службы в таможенных органах достаточно серьезная и ответственная задача. В федеральной таможенной службе несут свою деятельность сотрудники таможенных органов, и другие государственные служащие. Отличие таможенных органов и государственных служащих заключается в званиях и классных чинах. Так сотрудникам таможенных органов РФ присваивают специальные звания, соответствие которым осуществляется на основании Федерального закона от 21.07.1997г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». Государственным служащим соответствуют классные чины, которые присваивают на основании на Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Работа современной ФТС
В 2017 году таможенной службой велась достаточно активная работа по пополнению бюджета. В 2017 году в бюджет страны было перечислено около 4,575 трлн. рублей. Одна таможенная операция занимала в среднем 1 час 31 минуту, на импорт было потрачено в среднем 46 минут, на экспорт около 5 часов в 2014 году и 1 час 40 минут в 2017 году. Автоматическая регистрация декларации в среднем составила 3 минуты, а выпуск декларации составил 5 минут. В период с 2015 года по 2017 год число автоматических деклараций увеличилось в 9 раз. В 2015 их количество составило 110 тысяч, а в 2017 оно выросло до 963 тысяч. Количество автоматически выпущенных деклараций увеличилось в 56 раз. В 2015 их количество составляло 1,5 тысяч, а в 2017 году – 84 тысячи соответственно.
Помимо этого, таможенной службой велась административная работа. Так в 2017 году было возбуждено 2 тысячи уголовных дел. Были пресечены незаконные обороты наркотиков и прочих сильнодействующих препаратов в размере 2,7 тонны.
Комплексная программа работы таможенной службы разработана и утверждена в мае 2017. Ее срок составляет до 2020 года. Цель данной программы: обеспечение простоты и удобства для эффективной и безопасной деятельности бизнеса на территории государства. Результатом данной программы должна стать поддержка бизнеса, которую планируют достигнуть благодаря автоматизации процессов в таможенном администрировании. Планируется полностью перевести взаимодействие государственных органов с бизнесом на электронный формат.