Специфика деловых коммуникаций в виртуальной среде
Деловая коммуникация выражается в процессе формального обмена информацией с использованием различных элементов коммуникации, которые провоцируют эффективный ответ со стороны оппонента или группы оппонентов для протекания и завершения трудового процесса. Деловая коммуникация считается эффективной в том случае, когда оппоненты пришли к согласию по единому вопросу, получили экономическую выгоду или заключили сделку.
В процессе деловой коммуникации считывается состояние партнера, его реакция на внешнюю среду и предоставляемую информацию, происходит прогнозирование и оценка его решений.
Виртуальная среда – это виртуальный ресурс, сформированный на основе компьютерных технологий, который позволяет любому индивиду визуализироваться в нем, наделяя себя любыми функциями для эффективной виртуальной коммуникации.
Особенности деловой коммуникации
Особенности деловой коммуникации выражены в следующем:
- необходимы межличностные контакты между партнерами;
- партнеры имеют деловую цель коммуникации;
- коммуникация определена пространством и временем;
- цель коммуникации имеет вещественный результат;
- процесс коммуникации может быть разовым или возобновимым;
- процесс коммуникации связан с переговорами;
- деловые переговоры и коммуникации регламентируются нормами профессионального этикета.
Вышеперечисленные особенности концентрируются на регламенте, четкости процесса делового общения и конечной вещественной цели – результате. В виртуальном общении складывается иная ситуация.
Специфика коммуникации в виртуальном пространстве
Виртуальная коммуникация характеризуется существенным количеством сфер коммуникации, рассматриваемых автономно, что определяет колоритный стиль и жанры виртуального общения. Ключевой особенностью виртуальной коммуникации выступает возможность оппонента сохранить анонимность, что недопустимо в деловом общении. В традиционной виртуальной коммуникации участник может самостоятельно и произвольно выбрать оппонента, что существенно сокращает или сводит к минимуму негативное воздействие в процессе коммуникации.
Участники виртуального общения допускают следующие ошибки в процессе виртуального общения:
- игнорирование правил и норм коммуникации;
- применение сокращений;
- игнорирование временных рамок и регламента.
Язык виртуальной коммуникации
Язык виртуальной коммуникации отличается от коммуникации классической тем, что содержит излишнее количество иностранных слов, символов, адаптированных к традиционному общению. Виртуальный язык дополнен заимствованиями и часто разбавляется разговорными выражениями и сокращениями. Реплики оппонентов имеют сокращенную структуру, допустим эпистолярный жанр, а язык коммуникации может быть совмещен с другими языками.
В процессе коммуникации в виртуальном пространстве распространено применение невербальных средств, знаков, символов, письменное выражение эмоций заглавными буквами и другими средствами, распространено применение гипертекста.
Язык виртуальной коммуникации повлиял на формирование психологических особенностей виртуального общения.
Психологические особенности виртуальной коммуникации
Психологические особенности виртуальной коммуникации выражены в следующем:
- Фиктивное ощущение полной безопасности. Оппонент в сети ощущает себя в полной безопасности, сохраняя анонимность, допуская по отношению к собеседнику деструктивные эмоции.
- Формирование фиктивной личности. В виртуальном пространстве, принимая участие в дискуссии, участник создает виртуальный образ себя, который отличается от его реального образа.
- Скудный набор инструментов виртуальной коммуникации. В процессе виртуального общения оппоненты не видят друг друга, поэтому не могут полноценно оценить процесс и результат коммуникации.
Деловая интернет-коммуникация
Деловая интернет-коммуникация характеризуется следующими особенностями:
- применение письменной формы коммуникации;
- использование цитат оппонента в процессе делового общения;
- опасность деформализации коммуникации;
- дополнение делового общения личным опытом;
- вариативность коммуникации в деловом общении.
В процессе деловой коммуникации использование традиционных ее инструментов практически исключено. В виртуальной среде наиболее распространена деловая переписка, хотя реже применяется телеконференция и использование средств информационной визуализации.
В процессе письменной виртуальной коммуникации при наличии большого количества участников для конкретизации ответа допускается цитирование слов оппонента. Данный прием конкретизирует первоначальный вопрос и исключает неверное толкование оппонентом.
Деформализация общения в виртуальной среде довольно распространено. Оппоненты в процессе общения сокращают и упрощают стиль общения. При длительной и надежной коммуникации в виртуальной среде партнеры допускают применение символов неформального общения.
Деформализация общения в сети приводит участников к неформальному общению, что допускает переход на личное общение с обменом дополнительными контактными данными.
Вариативность коммуникации в деловом общении выражена в использовании различных инструментов виртуальной коммуникации – электронной почты, скайп, мессенджеров.
Участники бизнес-процессов демонстрируют растущий интерес к интеграции в собственный бизнес виртуального общения, что оправдано его высокой эффективностью, популярностью среди сотрудников и относительным удобством.