Роль переговоров в жизни современного общества
Являясь сложной формой человеческого взаимодействия, переговоры позволяют осуществлять обмен мнениями с другими людьми с целью изменения возникших взаимоотношений.
Высокие скорости, определяющие современную жизнь, вызывают у людей излишне нервозное состояние, усталость, агрессию. В связи с этим на одно из первых мест во взаимодействии по самым жизненно важным вопросам выходит умение договариваться и вести переговоры по самым разным вопросам, благодаря которому появляется возможность обеспечения приемлемого с точки зрения людей комфортного сосуществования.
Переговоры одновременно можно рассматривать как сложное, так и как простое понятие. Каждый обмен мнениями между людьми является попыткой наладить контакт, найти пути к взаимному соглашению сторон. Влияние на состояние взаимоотношений предполагает проведение переговоров.
Переговоры – это способ достижения поставленных целей при равных возможностях для каждой из сторон, а также метод урегулирования возникающих споров и коммуникационного взаимодействия как отдельных людей, так и социальных групп при решении определенных задач. Результат переговоров, в случае принятия сторонами решения по обсуждаемым вопросам, отражается в договоре.
Функции переговоров и случаи возможности их проведения
Далеко не каждая ситуация предполагает необходимость переговоров.
Обращаются к ним в случаях:
- когда невозможны односторонние действия;
- когда крайне невыгодны односторонние действия;
- когда предусмотренные процедуры разрешения разногласий отсутствуют в законодательстве;
- когда решение проблемы с помощью переговоров (досудебное) гораздо выгоднее судебного;
- когда отсутствуют строго регламентированные модели поведения и судебные прецеденты.
Случаи, когда нет необходимости в переговорах:
- в случае, когда имеют место взаимоисключающие интересы сторон;
- в случае, когда споры сторон, возможно, разрешить только в судебном порядке (стороны настроены непримиримо по отношению друг к другу);
- в случае, когда стороны проявляют взаимное доверие, наблюдается полное совпадение интересов, стороны нацелены на позитивное сотрудничество.
Функции переговоров:
- информационная;
- коммуникативная;
- координационно-регулятивная;
- контролирующая;
- отвлекающая (отвлечение внимания партнера);
- пропагандистская.
Информационная функция переговоров предполагает только предоставление информации в случаях, когда совместные действия невозможны, так как стороны не готовы к решению проблемы вследствие преждевременности или отсутствия выгод. Ситуация предполагает подготовку к следующему этапу переговоров, после чего в результате обмена информацией и обмена взглядами на возникшую проблему будет выработана позиция.
Коммуникативная функция предполагает установление отношений и налаживание новых двусторонних партнерских связей. Такого рода переговоры скорее можно назвать консультациями, а не переговорами.
Координационно-регулятивная, а вместе с ней и контролирующая функции осуществляются обычно в тех случаях, когда отношения между сторонами хорошо налажены, и между ними имеются некоторые договоренности. В этом случае переговорный процесс происходит на базе совместных решений, достигнутых ранее, и является их продолжением (например, в отношении хода их реализации).
Реализация отвлекающей функции происходит лишь в случае, когда одна из сторон заинтересована в победе и при этом не имеет намерений в действительности вести конструктивные переговоры.
Реализация пропагандистской функции осуществляется в том случае, когда одна или обе стороны настаивают на принятии своей точки зрения и настроены на убеждение партнеров к принятию своей позиции, не имеют намерений к решению проблемы.
Классификация переговоров
По типу совместных решений выделяют:
- компромиссные переговоры, основанные на взаимных уступках;
- переговоры качественного перехода, предполагающие переход к качественно новому состоянию;
- переговоры сужения противоречий, предполагающие частичное согласие сторон;
- переговоры снятия противоречия, предполагающие полное согласие сторон;
- переговоры асимметричного решения, когда наблюдается неравномерное распределение выгоды сторон.
По характеру взаимодействия сторон выделяют:
- прямые переговоры, предполагают наличие ситуации, в которой стороны способны к разрешению спора без внешнего вмешательства при одновременном присутствии за столом всех сторон;
- непрямые (косвенные) переговоры предполагают наличие ситуации, в которой взаимодействие сторон происходит через посредников, а представители сторон могут находиться как в разных помещениях, так и в разных зданиях и не иметь прямого контакта между собой.
Переговоры второго вида крайне сложны в силу своей продолжительности и отсутствия доверия сторон друг к другу вследствие отсутствия непосредственного общения. Используется этот вид переговоров в случаях, когда между сторонами слишком велики разногласия, а взаимоотношения носят откровенно враждебный характер.
Переговоры можно рассматривать, как взаимодействие двух сторон, где каждая способна представить свой подход к разрешению проблемы, а выбор зависит от позиции противоположной стороны.
Наиболее распространенный тип переговоров - прямые, непосредственные, так называемые «лицом к лицу».
Каждому из нас в своей жизни приходилось не раз вести переговоры дома, в кругу семьи, в трудовом коллективе, в местах отдыха, на улице. Во всех таких переговорах, даже самых незначительных каждая сторона придерживается своей линии поведения. Как способ и форма соприкосновения интересов сторон переговоры всегда будут неоднозначным явлением.
В ходе переговоров могут быть затронуты различные интересы структур, стран, людей, религиозных конфессий. В переговорном процессе возникают самые разнообразные коллизии, множество способов взаимодействия и форм контактов. Кроме всего прочего переговоры являются неотъемлемой частью общественной культуры. Постоянная потребность в переговорах ощущается и находит свою реализацию в самых разных сферах деятельности – в социальной сфере, политике, бизнесе.