Всем известно, что СМИ предпочитают распространять негативные новости, к примеру, рассказывать о катастрофах, беспорядках, конфликтах, конфузах, скандалах. Однако эта особенность свойственна не только СМИ, но и общественности, которая сама отдает предпочтение негативной информации. Деятельность же PR-отдела направлена на создание благоприятного имиджа предприятия и распространение в СМИ благоприятных новостей о продукте, но нередко представители СМИ преследуют иные цели, создавая трудности в работе PR-отдела.
Стратегии противодействия негативным PR-технологиям
В настоящее время специалисты по связям с общественностью применяют следующие стратегии для противодействия СМИ:
- Опровержение компрометирующей информации.
- Нейтрализация последствий негативной информации, опубликованной в СМИ.
В первом случае задача PR-отдела состоит в своевременной реакции на компрометирующие сообщения СМИ о деятельности предприятия или руководителя. Практика судебных процессов демонстрирует негативные последствия для СМИ, которые в погоне за сенсацией опубликовали непроверенные данные.
Опубликованное негативное информационное сообщение на первоначальной стадии распространения вызывает мощный социальный резонанс, который необходимо сгладить быстро и эффективно. Представители PR-отдела предоставляют общественности и потребителям комплекс информационных блоков, опровергающих негативное сообщение.
Размещение реабилитирующей информации является затратной статьей расходов в организации, но, как правило, руководитель готов понести финансовые потери для восстановления имиджа предприятия в общественном представлении.
Во втором случае, ситуация осложняется тем, что информация, компрометирующая предприятие или руководителя, имеет под собой реальную основу. Данный инструмент воздействия на конкурентов именуется черный PR и является весьма популярным в настоящее время. Такую ситуацию можно охарактеризовать как затруднительную, но не критическую. Придерживаясь принципов борьбы с утечкой информации, специалист по PR быстро и эффективно устраняет неприятную ситуацию.
Принципы борьбы с утечкой информации на предприятии следующие:
- незамедлительная реакция на сообщения СМИ;
- возвращение утраченного доверия потребителей с помощью непрерывного информационного потока;
- использование пресс-конференции для воздействия на целевую аудиторию и заинтересованных лиц, при этом обязательно очное участие руководителя в пресс-конференции;
- организация горячей линии по кризисному вопросу;
- сбор и анализ информации от потребителей, установление прочной обратной связи;
- делегирование представителя из PR-отдела для общения со СМИ;
В ситуации наметится положительная динамика к том случае, если общественность будет оперативно получать достоверную информацию из первоисточника. При вышеназванном подходе произойдет расслоение черного пиара на отдельные сегменты, что существенно упростит решение каждого из них.
В отдельных случаях необходимо провести работу с коллективом, по нейтрализации порочащих слухов и выявлению неформального лидера. Коммуникация с неформальным лидером позволяет осуществлять контроль и сдерживание негативных процессов внутри коллектива.
Довольно распространены случаи, когда порочащая организацию информация просочилась в СМИ и закрепилась в сознании потребителей, принятые меры не помогают разрешить кризис, а специалисты не справляются с потоком негативной информации. В таком случае нужно воспользоваться альтернативными методами борьбы с негативными явлениями.
Альтернативные методы борьбы с негативными явлениями в PR
Альтернативными методами борьбы с негативными явлениями являются:
- выявление проблемного продукта или услуги;
- выпуск нового продукта;
- привлечение специалистов по данным продуктам для воздействия на общественное мнение;
- ребрендинг;
- проведение судебных процессов.
Выявление проблемного продукта может ослабить или нейтрализовать кризисное воздействие на организацию. Рекламные отделы обрабатывают и собирают мнения потребителей о продуктах и услугах, выводя из оборота те, что плохо зарекомендовали себя в глазах общественности.
Привлечение экспертов помогает разрешить конфликтную ситуацию и наладить выпуск хорошего продукта.