Особенности функционирования байлайнера
Особенности функционирования байлайнера состоят в том, что байлайнер как авторскую статью и разновидность простых PR-текстов можно рассматривать в полифункциональном контексте, в соответствии с его структурными особенностями, в зависимости от конкретного случая его использования, его смысловых особенностей и условий отношения к нему.
Байлайнер – это одна из разновидностей простых PR-текстов, написанная специалистом по связям с общественностью и воспринимаемая как авторская статья, со скрытым авторством имеющая внешние признаки публицистического жанра. Байлайнер имеет ограниченное применение со стороны базисного субъекта PR, он используется как обращение руководителя организации, проводящей мероприятие, к журналистам и другим гостям мероприятия.
Классификация PR-текстов
Жанровая типология PR-текстов:
- базисные тексты;
- смешанные тексты.
Базисными признаются тексты основного PR-корпуса, полностью соответствующие совокупности перечисленных в определении дифференциальных признаков PR-текста.
Смешанными признаются тексты со слабо выраженными признаками PR-текста.
Выделяют две группы базисных текстов, отличающиеся одна от другой признаком первичности в процессе коммуникации:
- первичные тексты (используемые в PR-коммуникациях в своем первичном виде);
- вторичные тексты (PR-информация в которых преподносится общественности в обработанном виде, они считаются медиатекстами).
Выделяют две группы базисных первичных текстов, отличающихся одна от другой признаком «сложности текста»:
- простые тексты;
- комбинированные (сложные) тексты.
К простым (первичным) текстам, которые могут входить в качестве составляющих в комбинированные тексты (такие как, пресс-кит, листовка, ньюслеттер, брошюра или буклет) относятся такие тексты как, приглашение, пресс-релиз, факт-лист, бэкграундер, биография, байлайнер, лист вопросов-ответов, поздравление, письмо. К простым текстам, не входящим в состав комбинированных, относятся заявления для СМИ.
К первичным PR-текстам относятся тексты, исходящие от прямого базисного субъекта PR (технологического или базисного). К ним относятся такие тексты как, пресс-релиз, приглашение, бэкграундер, вопрос-ответ, факт-лист, биография, байлайнер, письмо, поздравление, заявление для СМИ, пресс-кит, брошюра, проспект, буклет, листовка.
К комбинированным текстам, являющимся механической или полиграфической комбинацией простых PR-текстов относятся такие тексты как, листовка, проспект, ньюслеттер, пресс-кит, буклет, брошюра.
Жанровые особенности байлайнера
Байлайнер является статьей, автором которой выступает специалист по PR, подписанной якобы сотрудником организации. Автор представлен в байлайнере конкретным человеком, имеющим собственное мнение.
Событийный байлайнер в некоторых случаях является функциональным ответом на новостное событие официального или первого лица и представляется публике в соответствии с желаниями аудитории. В этом случае выражается его глубинная сущность как документа, отражающего информацию по связям с общественностью.
Внешнее сходство PR-текста и журналистского не должно сбивать общественность с толку, поскольку эти тексты имеют различные цели. Однако в связи с тем, что под байлайнером стоит подпись конкретного лица, и он имеет конкретную направленность на определенную целевую аудиторию, эта разновидность PR-текста имеет широкий спектр возможностей для выражения личностного мнения.
Если говорить о жанровой принадлежности байлайнера, можно сказать, что он представляет группу образно-новостных жанров, информирующих целевые аудитории о происходящих событиях от лица базисного субъекта PR (то есть от должностного (первого) лица). Особенность использования байлайнера в этом случае заключается в том, что информация образно-новостного жанра имеет сосредоточение на новостных событиях, изложение же ее осуществляется конкретным лицом.
Зачастую тексты образно-новостного жанра используются в качестве исполнителей функции, обеспечивающей коммуникативный контакт с аудиторией, заключенный в определенные текстовые рамки, содержащие обращение и подпись адресанта. Если байлайнер написан в жанре поздравления, то в нем преобладает эстетическая составляющая.
Текст, публикуемый в периодической печати корпорации, комментирующий содержание корпоративного издания называется периодическим байлайнером. Такой байлайнер посвящается корпоративному событию и располагается на второй полосе проспекта или буклета.
Существуют также тематические байлайнеры, напоминающие журналистскую колонку редактора, отличие от которой наблюдается в предмете описания, корпоративных рамках информирования и типе авторства. Байлайнер дает возможность корпоративным спикерам авторитетнее выражать свои взгляды. Кроме того, менеджер как автор статей выступает в качестве эксперта, что способствует повышению репутации компании, созданию мнения о ее руководстве как об авторитетном источнике.
Событийный (спорадический) байлайнер является оперативным откликом на новостное событие должностного (или первого) лица, представляемым аудитории так, как она того хочет, выражая тем самым глубинную сущность текста, относящегося в PR.
В связи с появлением электронных PR-текстов, адресованных конкретному сегменту аудитории (со скрытым авторством), теперь короткий PR-информационный текст, содержащий ключевые слова и направленный на формирование и увеличение рекламного капитала, публикуется на корпоративном сайте, распространяется в режиме онлайн.
Самой распространенной формой современной коммуникации, бесспорно, является Интернет, в связи, с чем актуальные жанры PR-текстов (одним из которых является байлайнер) из формата офлайн были перенесены в электронную среду.
Тексты, относящиеся к аналитико-публицистическому жанру, являются информационным продуктом и оперативно-новостной нагрузки в себе не несут. Этот PR-продукт может быть использован в качестве необходимого дополнения в процессе подробного изучения деятельности любой персоны или организации. Цель представления этих продуктов состоит в раскрытии глубины событий, явлений, взаимосвязи определенных суждений, оценок и выводов.
В материалах такого рода внимание сфокусировано на объяснении существа вопроса, осуществляемого с позиции автора, чем они существенно отличаются от информационных текстов, которые описывают события с объективных позиций. К целевой аудитории этих PR-текстов относятся журналисты, инвесторы, партнеры, крупные корпоративные клиенты, акционеры.