Этическое и правовое регулирование PR-деятельности
Правовое регулирование PR-деятельности представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, обеспечивающих юридическую основу для осуществления деятельности в сфере PR. Помимо правого регулирования профессиональное поведение PR-специалистов регулирование осуществляется также с помощью норм, установленных в этических кодексах.
Таким образом, одновременно с нормативно-правовыми актами, обязательными для исполнения, и являющимися системой правового регулирования, действуют профессиональные этические кодексы. Требования таких кодексов не носят обязательного и всеобщего характера, и потому относятся к сфере саморегулирования. В основе соблюдения кодексов лежит декларированное в них добровольное следование этическим нормам и идеалам, использующимися в качестве критериев в оценке всей деятельности и отдельных поступков.
В настоящий момент отсутствует четкая кодификация в области законодательства, которое регулирует отношения в этой сфере, поскольку информационное право находится только в стадии формирования. Отдельные нормативные положения, которые регламентируют информационные процессы, к сожалению, рассредоточены по различным сферам законодательства.
Этическое регулирование PR деятельности представляет собой саморегулирование в сфере PR на основе кодексов, принятых профессиональным сообществом и действующих параллельно с правовыми актами. В отличие от правового регулирования саморегулирование является более подвижной системой и не имеет обязательного и всеобщего характера. Его основной признак – добровольность в следовании декларированным нормам. К саморегулированию также относятся также такие категории, как этикет, мораль и общественные устои.
Правовое регулирование PR-деятельности представляет собой одно из новых направлений в законотворческой деятельности. Правовое регулирование является строго определенной и четко прописанной системой правовых юридических норм, которая обязательна для исполнения всеми членами общества.
Для определения отрасли права, которая содержала бы в себе правовое регулирование PR деятельности необходимо обратиться к таким сферам как общественная и политическая жизнь, где функционируют PR-технологии. К ним, безусловно, относится политика (в частности, такая ее часть, как избирательные кампании). В случае регулирование деятельности в области PR в правовом поле будет регламентироваться в соответствии с законодательством о выборах.
Работа журналистского сообщества и СМИ соответственно должна регулироваться в соответствии с нормативно-правовыми актами, которые регулируют деятельность, осуществляемую в сфере массовой информации. Аналогичным образом происходит регулирование в информационной сфере, где необходима защита данных, составляющих государственную или коммерческую тайну, относящихся к сферам, где необходима защита информации, например, в сфере защиты авторских прав или в сфере менеджмента, маркетинга, при проведении рекламных кампаний, а также управления персоналом, в банках и банковской деятельности.
Все эти сферы деятельности объединены понятием информации. В связи с этим можно говорить о возникновении такой правовой отрасли, как информационное право, являющейся относительно новым направлением в государственной политике. Таким образом, правовое регулирование деятельности в области PR оказывается в одном правовом поле с информационным правом.
Необходимо создать самостоятельную законодательную базу для этого активно развивающегося направления в общественном пространстве для регулирования тех или иных коммуникационных процессов.
Профессиональная этика
В качестве примера действия этических кодексов можно рассмотреть некоторые положения Афинского кодекса.
Согласно Афинскому кодексу PR (ИПРА) все его члены обязаны строго соблюдать моральные нормы, а именно;
- в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека создавать нравственные и культурные условия для достижения людьми полного развития и использования всех неоспоримых прав;
- исполняя свои профессиональные обязанности, соблюдать нравственные принципы и положения Всеобщей декларации прав человека;
- проявлять должное уважение и с достоинством относиться к признанию права каждого человека на собственное суждение;
- устанавливать диалог в его истинном понимании, с признанием права всех, кто принимает в нем участие доказывать правоту в своем деле и свободно выражать свои мнения.
Правовая грамотность PR-специалистов
Знание правовых норм и умение применять на практике правовые навыки является одним из условий успешной профессиональной PR-деятельности, поскольку некомпетентность специалиста в этой области может причинить серьезный ущерб его компании.
Специалисты, работающие в сфере PR должны:
- добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности;
- хорошо разбираться в нормативной базе и использовать правовые акты действующего законодательства.
Успешная работа профессионалов в области PR неразрывно связана с обязательным владением необходимой нормативной базой, которая относится к информационному праву, умением свободно применять ее. Успех общей работы в значительной степени зависит от грамотных действий конкретных специалистов, а использование законодательной базы своего рода юридическим фундаментом, без которого любое дело обречено на провал.
Правовое регулирование в PR пронизывает практически все стороны нашей повседневной жизни. Значительное число сфер жизни с недавних пор тесно связаны с технологиями в области PR и потому во многих областях деятельности приобретает все большую популярность и становятся все более актуальными правовое и этическое регулирование этой деятельности.