Общие сведения об эффектах восприятия
Эффекты восприятия информации – это различные, порой противоположные результаты воздействия информации на наблюдателя, полученные при обработке через сознательную и бессознательную фильтрацию чувственных данных.
Восприятие (или перцепция) – это своеобразный вид коммуникации между наблюдаемым объектом и наблюдателем; способность к познанию окружающего мира через чувства; сложный процесс комплексного формирования целостного образа, на основе ощущений; анализ полученной информации, оканчивающийся пониманием, как результатом.
Расширение познавательных возможностей, развитие способностей подвигает людей к осознанному поиску необходимой информации с целью присвоения результатов чужого опыта, обеспечения жизнедеятельности, расширение круга интересов, увлечений являются причинами самостоятельного поиска интересующих сведений.
Одновременно с расширением опыта, изменениями, происходящими в видах деятельности людей, движением социальной информации, происходит изменение информационных потребностей.
Удовлетворение и стимулирование информационных потребностей формирует непосредственно само общество, отношения в обществе определяют направление интересов, целей и задач развития.
Система производства и передачи социальной информации формирующая интеллектуальный потенциал, использует возможности институтов воспитания и образования для наиболее полного и всестороннего овладения накопленными знаниями.
Как некая форма личностной активности информационное потребление ведет к концентрации широкой палитры способностей людей, формирует приверженность определенным нормам и ценностям.
В связи с этим следует отметить особое место социальной перцепции, как способности воспринимать внешние признаки людей, оценивать других, сравнивать их личные качества, индивидуальные особенности и поступки, проявлять поведенческое и эмоциональное отношение.
Функции социальной перцепции
Следует выделить следующие основные функции социальной перцепции:
- познание себя;
- познание партнера по общению;
- организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;
- установление эмоциональных отношений.
Мировоззренческая потребность одна из разновидностей потребностей в информации, которую человек вырабатывает сам в процессе развития своей сущности на основе приобретенного практического, ценностного и познавательного опыта. Развитие человека как личности возможно только на определенном этапе, когда может происходить преобразование индивидуального сознания в сознание общественное.
Потребность личности в изменении своего «я» через активное потребление информации приводит к воспроизводству этой потребности.
Стереотипизация выступает как средство взаимодействия на основе использования сложившихся стереотипов, то есть сокращенных схем, устоявшихся представлений о человеке или явлении в профессиональной или бытовой сфере на основе ограниченной информации и ограниченного прошлого опыта.
Ошибки в моделировании воспринимаемого объекта являются достаточно самостоятельными разновидностями стереотипизации, поскольку процесс моделирования начинается на основе предварительной информации и начинается до начала межличностного общения, возникают на основе изначально искаженной (доперцептивной) установки.
Социальное восприятие – это направленное на создание о себе, других людях, социальных явлениях и социальных группах восприятие.
Виды эффектов восприятия информации
Эффектами восприятия информации можно считать, например, эффекты, наблюдаемые в социальном пространстве.
К эффектам и феноменам («ошибкам» социальной перцепции) восприятия информации относятся:
- эффект «ореола»;
- эффект последовательности;
- эффект роли;
- эффект присутствия;
- эффект авансирования;
- эффект снисходительности;
- эффект физиогномической редукции;
- эффект красоты;
- эффект ожиданий или эффект Пигмалиона;
- эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки;
- феномен «внутригруппового фаворитизма»;
- феномен «презумпции взаимности» (иллюзии взаимности);
- феномен «предположения о сходстве»;
- феномен «зеркального образа»;
- феномен фаворитизма;
- «эффект проекции»;
- феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося.
Понимание как результат восприятия представлено тремя видами:
- креативное понимание;
- интерпретационное понимание;
- креативно-интерпретационное понимание.
Нахождение новых смыслов и значений понимаемого объекта, осознание нового смысла, символа лежит в основе первого вида.
Второй вид понимания можно охарактеризовать, как придания значения узнанным отдельным элементам, как приписывания случайного смысла.
К третьему виду понимания следует отнести вид, соединяющий в себе особенности первых двух. В этом случае, когда не срабатывает процедура интерпретации, используется процедура креации.
Как известно, одна и та же информация может быть воспринята разными людьми с разной степенью искажения и достоверности, различной мерой глубины, что неизбежно вызывает вопрос о том, какие факторы влияют на эффективность восприятия и понимания информации.
В связи с этим можно выделить три группы факторов, влияющих на эффективность: особенности условий процесса восприятия и понимания, совокупность параметров воспринимаемой информации, а также особенности личности как субъекта восприятия и понимания.
Обладая индивидуальными, социокультурными, психофизиологическими, психологическими, идеологическими особенностями, деятельным статусом, личность воспринимает информацию как целостная система.
Чрезвычайно трудно передать глубоко индивидуальный и неразрывно связанный с эмоциональной сферой потребителя информации уровень осмысления действительности реализуемого в переживаниях.
В этой связи следует упомянуть о личностном смысле, который выражает личное отношение к осмысленной социальной действительности в отличие от социального отношения, выражающего общественное отношение к действительности.