Эффективные приемы начала беседы – это приемы и правила, выработанные в процессе изучения законов общения, позволяющие вести беседу, в результате которой возможно достижение положительного эффекта, полученного вследствие правильно начатого процесса общения, продуктивного развития беседы, расположения к себе собеседника.
Эффективные приемы – это приемы, позволяющие добиться положительного результата в достижении поставленной цели.
Законы общения
Всякое общение происходит по определенным коммуникативным законам, которые имеют отличительные особенности. Они отличаются вероятностным характером и в большинстве своем не отличаются жесткостью; формирование этих законов происходит из практики коммуникации, жизненного опыта, они осваиваются в процессе общения, не могут передаваться «по наследству»; имеют тенденции к видоизменению с течением времени.
Кроме того, эти законы, отличаясь во многих случаях общечеловеческим характером, тем не менее, обладают определенной национальной особенностью, индивидуальной окраской у различных народов.
Общие законы общения включают описание процессов, происходящих в ходе общения. Они отвечают на вопрос о том, что именно происходит при общении людей, и их реализация в процессе общения не имеет зависимости от того, в какой ситуации происходит общение, какую целью преследует участник процесса, о чем идет речь, и кто именно говорит.
Правила общения
Многие из рекомендаций по эффективному общению, сложившиеся в обществе на основе практики, имеют свое отражение в национальных поговорках, пословицах и афоризмах (например, «Слово - серебро, молчание - золото»).
Практика общения выработала некие представления о том, как следует вести себя в определенной коммуникативной ситуации (о том, как «надо» вести общение), отразила представления, сложившиеся в обществе, как наиболее приемлемые. Эти правила постепенно вырабатываются в результате общения и имеют поддержку общества в рамках социально-культурных традиций.
Усвоенные путем наблюдения за другими людьми правила общения (в том числе через подражание собеседникам) используются в дальнейшей практике общения и передаются другим индивидам через целенаправленное обучение.
Следует выделить два вида правил общения:
- нормативные правила общения;
- правила речевого воздействия.
Нормативные правила – это правила речевого этикета, которые дают описательное представление о том, как принято, как следует вести себя в рамках принятых общественных норм культурного, вежливого, доброжелательного общения.
Правила речевого воздействия - это эффективные, лучшие, проверенные временем с точки зрения практики общения способы, с помощью которых можно успешно воздействовать на собеседника.
Речевое воздействие охватывает различные варианты коммуникативных ситуаций и представляет собой использование эффективных приемов общения, позволяющих с помощью мимики, жестов, сопровождающих речь наиболее удачно воздействовать на собеседников, удачно начиная общение с использованием эффективных вариантов задаваемых вопросов, умение убеждать собеседников, добиваться поставленной в начале беседы цели общения.
Приемы общения
Известно множество правил и приемов эффективного общения. Овладение искусством речевого воздействия основано на коммуникативной грамотности говорящего, соблюдении установленных коммуникативных правил, нахождении и использовании набора наиболее приемлемых приемов в беседе с оппонентом.
Для выполнения установленных правил общения используются конкретные действия говорящего, выражения и фразы и другие уместные в конкретной ситуации приемы.
Эффективное общение
Эффективность общения может быть достигнута, например, за счет речевого воздействия. В качестве примера эффективного использования этого приема можно привести прием «укрупнения собеседника», когда в процессе общения к собеседнику будет проявлено доброжелательное отношение, несколько «приподнята» его значительность, как личности, авторитетность его мнения и знаний, его важность в глазах окружающих.
Для «укрупнения» собеседника в практике общения часто используются следующие приемы речевого воздействия:
- следует как можно чаще советоваться со своим собеседником, в тех или иных интересующих вопросах просить его совета;
- подчеркивать достоинства собеседника, напоминать о них;
- в ходе беседы как можно больше задавать уточняющих вопросов, при этом внимательно выслушивая ответы;
- высказывать одобрение даже самым незначительным успехам собеседника, тем самым располагать его к непринужденному и продуктивному общению;
- подчеркивать компетентность собеседника в обсуждаемом вопросе, говоря ему, что «он-то знает это лучше вас»;
- позволять собеседнику ощущать свое превосходство над вами;
- не забывать в нужный момент использовать в ходе беседы комплименты в адрес собеседника;
- в качестве одобрения собеседника приводить цитаты из его прошлых высказываний и суждений.
Помимо того, для эффективности общения нужно непременно здороваться со знакомыми людьми, не забывать благодарить собеседника за помощь, чаще называть его по имени. Необходимо стараться говорить со спокойной и ровной интонацией, не повышая на собеседника голоса, заинтересовано говорить о его интересах, поддерживать его идеи, при необходимости приносить извинения, не перебивать в ходе беседы, улыбаться своему собеседнику.
Необходимо также не забывать о существовании закона зеркального развития общения, который предполагает неподконтрольное сознанию, автоматическое копирование, повторение (имитацию) манеры и стиля своего собеседника в процессе коммуникации.
Вступление этого закона в действие происходит только в результате отклонение одной из сторон, ведущих беседу от общепринятой нормы общения. К наиболее часто подлежащим отзеркаливанию относятся жестикуляция, эмоциональность, темп речи, ее громкость.