Общие представления о стратегическом управлении
Стратегическое управление включает в себя менеджмент человеческих ресурсов. Сотрудники предприятия рассматриваются как эффективный ресурс. Предприятие рассчитывает на формирование спроса. Задача руководителя состоит в том, чтобы эффективно реагировать на меняющийся спрос. Повышенное внимание к спросу позволяет руководителю наделить предприятие конкурентными преимуществами. В сложных экономических условиях, применяя стратегическое управление, менеджер может удержать внимание потребителя и получить максимальную прибыль.
Стратегическое управление имеет цели, задачи, функции, особенности. Руководителю необходимо учитывать их в своей работе с персоналом и предприятием.
Цели стратегического управления
- Создание кадрового резерва для предприятия
- Управление финансовыми ресурсами для стимулирования персонала
- Развитие менеджеров среднего уровня
- Проведение тренингов по укреплению коллектива
- Развитие лидерских качеств
- Налаживание внутренних связей в коллективе
Принципы стратегического управления
- Анализ перспективных направлений деятельности
- Развитие кадрового потенциала
- Реализация трудового резерва
- Адаптация и реагирование на изменения внешней среды
- Контроль динамики внешнего окружения
Функции стратегического менеджмента
Функции стратегического управления полностью отражают классический менеджмент. Планирование стратегии происходит при возникновении одной или нескольких ситуации, требующих немедленного реагирования со стороны руководителя. Координация действий сотрудников в данный момент также не требует практического доказательства. Контроль реализации стратегии – одна из ключевых функции руководителя. На данном этапе выявляются противоречия, которые приводят к фатальным ошибкам. Мотивация персонала необходима на всех этапах деятельности персонала. В случае, если контроль не достаточен, персонал может работать менее эффективно. В этом случае будет потрачен самый эффективный ресурс руководителя – время. Время является невосполнимым ресурсом, поэтому тратить его необходимо крайне осмотрительно. Рассмотрим практический пример.
Руководитель производит рыбную продукцию. Для того, чтобы эффективно работать было сделан все. Закуплено необходимое оборудование, приняты сотрудники в штат, размещены объявления. Руководителю осталось только нанять специалиста по продвижению – торгового представителя. Руководитель решил не делать этого и заняться данным вопросом самостоятельно. В итоге, ему пришлось встречаться с клиентами и демонстрировать им образцы продукции, заключать договора, общаться по особенностям поставок и логистики. К концу первой недели клиентов появилось достаточно много. Руководителя обрадовал это момент и он вернулся в офис. Все шло в обычном режиме, до того момента пока не стали поступать первые жалобы на качество продукции. Анализируя ситуацию, руководитель понял, что совершил ошибку. Он оставил производство практически без контроля и сотрудники стали производить низкокачественный товар. Время на адекватную реакцию было упущено. Руководитель потерял доверие клиентов.
Из этого примера видно, что руководитель пренебрежительно отнесся к своим обязанностям и стал выполнять функции другого специалиста, ослабив контроль и потеряв большое количество ресурсов и времени. Стратегическое управление позволяет избежать подобных ситуации и расставить каждого специалиста по своим стратегическим позициям. Любое отклонение сразу становится заметным.
Задачи стратегического управления
- Формирование цели, задач и функции стратегического управления
- Разработка стратегии
- Внедрение стратегии на предприятии
- Адаптация персонала
- Контроль персонала
- Промежуточная оценка результатов
- Корректировка
- Итоговая оценка результатов