Определение стратегического управления
Рыночная структура создает многофакторную среду, которая оказывает влияние на работу компании. Кроме того, она подразумевает свободу действий, многообразие форм собственности, спрос определяет объем предложения. Сами предприятия представляют собой сложные структурные образования, которые вступают во множество связей с поставщиками, подрядчикам, сбытовыми организациями. Даже на малых предприятиях существуют многочисленные внутренние процессы, которые так же могут оказывать воздействие на результативность деятельности компании в целом. Для того, чтобы управлять объектами хозяйствования необходимо выстраивать систему организации планомерно и комплексно. Для этого используется менеджмент организации.
Одним из направлений менеджмента организации является стратегическое управление. Оно занимается вопросами долгосрочной постановки целей, а также утверждением общей корпоративной культуры или философии компании. Стратегическое управление требует комплексного подхода. То есть, все подразделения, системные элементы, филиалы предприятия должны действовать в едином направлении и стремиться к реализации поставленных задач. Управление в долгосрочно периоде невозможно без соблюдения определенных этапов:
- выбор и анализ готовности компании к определенной сфере деятельности и направлению работы;
- разработка тактических задач согласно общему плану развития;
- подбор методов достижения стратегических целей и поддержания единого направления деятельности;
- утверждение оптимальной стратегии;
- реализация теоретических разработок в практической жизни;
- осуществление контроля над выполнением стратегического плана развития компании.
Стратегическое управление является достаточно трудоемким процессом. Он требует подготовки и тщательного анализа всех возможных факторов и рисков, которые могут оказать воздействие на результаты хозяйственной деятельности компании. Внедрение теории на практике так же требует гибкого подхода и согласованности действий всех подразделений, сотрудников и руководителей различных звеньев. Так же важно установить качественную обратную связь для отслеживания эффективности стратегического управления и внесения соответствующих корректировок.
Виды стратегий и функции стратегического управления
Основой управления в рамках долгосрочного развития является комплекс стратегий, направленных на оптимизацию организационных процессов и работы персонала, а также реализацию конкретных предпринимательских действий.
Можно сказать, что стратегия направлена на предотвращение негативных изменений в работе компании в будущем, и на поддержание единой линии поведения, которая позволит достичь запланированных результатов. При этом стиль поведения компании может быть приростным или предпринимательским. Первый подразумевает поддержание традиционной модели хозяйствования и минимизации любых отклонений от выбранной «нормы». Второй – более рисковый. Он связан с поиском и внедрением новаторских идей и подходов, прогнозированию негативных тенденций и предотвращением их влияния.
Стратегическое управление на предприятии выполняет следующие функции:
- Стратегическое планирование, в которое входят непосредственная разработка стратегии, а также прогнозирование и составление бюджета. Они подразумевают проведение анализа, составление плана развития, а также оценку финансовых возможностей и потенциала компании. Бюджетирование необходимо для определения работы подразделений и согласованности их действий.
- Внедрение мероприятий по реализации стратегии предполагает развитие потенциала компании в соответствии с выбранной миссией и направлением.
- Координация работы менеджеров всех уровней согласно выбранной стратегии, а также консолидация управленческой информации для более высоких уровней управления.
- Функция мотивации необходима для поддержания определенного уровня заинтересованности персонала в достижении поставленных целей.
- Контроль дает возможность своевременно реагировать на негативные события, риски и любые отклонения в работе системе предприятия.
Таким образом, основная цель стратегического управления заключается в поддержании работоспособности, устойчивости предприятия в долгосрочном периоде, а также его эффективном функционировании в условиях воздействия большого количества факторов внешней и внутренней среды.
Модели стратегического управления
Модель стратегического управления обычно разрабатывается в рамках специфики отдельного предприятия. Однако, существует ряд общепринятых моделей, которые берутся за основу, а именно, модели Фреда Дэвида и Джона Томпсона. Их объединяет выделение трех процессов стратегического управления:
- Планирование стратегии.
- Организация работы предприятия в соответствии с установленной стратегией.
- Стадия стратегического регулирования и контроля.
Модель стратегического управления Дэвида включает в себя планирование, реализацию и анализ стратегии на основе обратной связи. Последнему пункту уделяется большое внимание в качестве сопоставления теоретических и прогностических данных и реальных действий.
Модель Линча строится на постоянном мониторинге среды, как внешней, так и внутренней. Анализ может быть длительным, либо ситуационным в зависимости от выбранной модели.
Модель Томпсона строится на четырех элементах, а именно, на стратегическом анализе, выборе, внедрении и осуществлении контроля над исполнением. Все этапы взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Кроме того, модель Томпсона рассматривает предприятие в качестве системы, состоящей из элементов, для каждого из которых применяется стратегическое управление. Так же компания представляется, как совокупность процессов по принятию и реализации решений. Управление рассматривается, как вид деятельности, позволяющий достичь результатов.
Модель Попова видит стратегическое управление в качестве циклического замкнутого процесса.