Планирование в бизнесе
Современные национальные экономические системы строятся на принципах рыночных отношений. Это подразумевает свободу производителя в выборе собственной формы организации, продукта, цены на продукт, а также независимость в распоряжении получаемым доходом. Покупатель так же имеет право приобретать наиболее ценный для себя товар, ценность которого определяет исходя из принципа предельной полезности. На рынке действует конкуренция, которая создает условия для расширения предложения, удовлетворения потребностей общества. Кроме того, она влияет на механизм саморегуляции соотношения экономических показателей работы рынка.
Предпринимателю, собирающемуся открывать своего дело, необходимо учитывать особенности рыночной модели. Создание бизнеса требует серьезной подготовительной работы и планирования. Бизнес-планирование подразумевает всесторонний анализ текущей, прошлой или будущей жизни компании.
Сущность планирования предпринимательской деятельности заключается в четком определении целей, задач, принципов развития, поиска оптимальных вариантов внедрения новых проектов, а также оценки прибыли и рисков будущей или уже существующей компании.
Бизнес – планирование может иметь несколько направлений:
- Для собственных целей план создается для того, чтобы осуществлять контроль над своими показателями, а также внедрением новых бизнес – идей.
- В целях получения заемных средств. Современная работа предприятия требует постоянного притока денежных средств для их интенсивного использования в хозяйственной деятельности. Планирование будущих расходов и доходов является научным основанием для кредитора.
- Для привлечения инвесторов. Планирование позволяет описать всю деятельность компании, показать ее сильные и слабые стороны, а главное, отдачу от вложений внутренних и сторонних инвесторов.
- Для целей совместной деятельности с партнерами, контрагентами и другими организациями.
- Для того, чтобы подписать крупный значимый в будущей перспективе договор.
- С целью повышения имиджа компании, чтобы привлечь ценные кадры и редких профессионалов.
- Для поиска оптимальных путей развития или реорганизации компании.
Задачи и основные этапы бизнес-планирования
Бизнес – план представляет собой зафиксированное направление развития компании, в котором расписаны основные этапы достижения стратегических целей, методы реализации тактических задач, а также расписаны принципы работы всех основных подразделений объекта хозяйствования.
Стоит отметить, что бизнес – план индивидуален для каждой фирмы, так как любая из них обладает своей спецификой работы. Однако, в общем виде можно определить следующие задачи, которые могут ставиться перед бизнес – планированием:
- Определение направления развития, сферы деятельности, целевых рынков сбыта.
- Закрепление стратегических и тактических перспектив.
- Распределение полномочий и ответственности между управленцами и подразделениями.
- Определение основных показателей деятельности компании.
- Оценка текущих и будущих издержек.
- Обработка данных по персоналу, мотивации, оплате труда.
- Формирование целей и задач, а так же затрат на маркетинговые мероприятия.
- Планирование финансовой деятельности компании.
Само планирование имеет определенную модель построения. Моделирование процессов часто применяется в различных общественных науках. Оно позволяет производить наглядную реконструкцию текущих событий с целью их анализа, управления или более детального рассмотрения. Для построения бизнес – плана так же существует определенный подход к его разработке. Сначала необходимо определить основную миссию компании. Затем, общее направление деятельности разбивается на стратегию, имеющую достаточно абстрактную форму, и тактику, решающую конкретные практические задачи. Следующий этап предполагает разработку структуры бизнес-плана, которая будет включать в себя все необходимые элементы в зависимости от цели его составления. Далее производится сбор и обработка всей доступной информации, которая позволит создать бизнес-план. Последний этап реализует создание плана.
Модель бизнес-плана
Составление бизнес – плана заключается в детальном описании всех сторон деятельности компании. Обязательной частью разработки плана является проведение анализа его эффективности и близости к действующим реалиям рынка. Модель бизнес-плана специфична для каждой отдельной фирмы, при этом она имеет определенную общую универсальную структуру, которая включает в себя:
- Предварительную оценку отрасли или ниши, где собирается действовать или уже работает компания.
- Особое значение играет маркетинговый анализ, который включает в себя оценку слабых и сильны сторон компании, а так же влияние факторов среды на текущую и будущую деятельность.
- Обязательной является техническая оценка плана, с точки зрения его рациональности для конкретного территориального места работы компании.
- Самым важным в бизнес – плане считается финансовый анализ и планирование движения денежных средств. Обязательным показателем для любого плана является поиск и расчет точки безубыточности, то есть момента, когда бизнес начнет приносить доход. Так же рассчитывается доходность, рентабельность и отдача от инвестиций.
- Оценка влияния макросреды на работу компании. Сюда относят политические, экономические, таможенные изменения в национальной хозяйственной системе.
- Анализ текущих и потенциальных рисков компании, с точки зрения жизненного цикла самого проекта. То есть, риски оцениваются для каждого этапа жизнедеятельности компании.
Анализ эффективности бизнес-плана может проводиться в более быстром формате. Для этого могут использоваться программные продукты.
Моделирование бизнес – плана имеет определенную структуру, которая делает ее универсальной. Таким образом, планирование в бизнесе позволяет не только предусмотреть влияние факторов различного уровня воздействия, рассчитать основные параметры и показатели деятельности компании, но также реализовать определенные цели и задачи. Кроме того, создание бизнес-плана может использоваться не только для личных целей предпринимателя, но и для привлечения сторонних инвестиций, вложений и других видов капитала.